Наречие пишется с двумя н. Одна и две буквы Н в наречиях на -о, -е план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Тема урока: Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

Цель урока :

  1. знакомство с алгоритмом н и нн в наречиях на –о и –е в сопоставлении с правописанием н и нн в прилагательных и причастиях;
  2. пунктуация: знаки препинания при деепричастных оборотах, стоящих рядом с союзом и, знаки препинания в сложном предложении;
  3. развитие речи: обогащение словарного запаса, работа с синонимами;
  4. отработка мыслительных операций: анализа, сравнения, умение делать выводы и обобщать.

Оборудование урока: ТСО, раздаточный материал, рисунок, схема, плакат для рефлексии.

  1. Актуализация. Расшифровать картинку, подобрать к фразеологизму синонимы (тщетно, напрасно, зря, бесполезно).

Словами какой части речи являются названные синонимы?

II. Записывается под диктовку и анализируется предложение

Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов. (В. Солоухин.)

Задания:

Объясните устно и обозначьте графически условия постановки знаков препинания.

Учащиеся выделяют две грамматические основы: лес кончился, яркость ударила; говорят, что предложение сложное (сложносочиненное), строят схему [=-], и [=-]. Проводится проверка построения схемы (изображение на экране).

Затем находят деепричастный оборот, подробно рассказывая, как они это делают (ставим вопрос что сделав? или что делая?, ищем зависимые слова). Обращаю внимание учеников на то, что союз оказался между запятыми.

- Как образовано наречие неожиданно?

Записываем: неожиданно ← неожиданный.

Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с нн?

Записываем: сильно ← сильный.

Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с н?

Говорю, что это не случайность, а закономерность для наречий на -о, -е, образованных от прилагательного: предлагаю учащимся сформулировать правило о правописании н, нн в наречиях, сверить свою формулировку с учебником - с. 108, §38.

III. Работа со словами, приготовленными до урока на листах (экране). Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняют условия выбора орфограммы и записывают рядом образованное от данного прилагательного наречие, обозначают орфограмму «Н, нн в наречиях на -о, -е». Класс выполняет работу в тетрадях.

Искусстве..ый

медле..ый
серебря..ый
стекляый
кожа…ый

скром..ый

испуга..ый

взволнова..ый

традицио. .ый

идеаль. .ый

благодуш..ый

несураз. .ый

Выполненную работу сверяем с образцом (раздаются листы):

Искусственный (искусственно)

медленный (медленно)
серебряный
стеклянный
кожаный

скромный (скромно)

испуганный (испуганно)

взволнованный (взволнованно)

традиционный (традиционно)

идеальный (идеально)

благодушный (благодушно)

несуразный (несуразно)

Почему не ото всех прилагательных вы смогли образовать наречия? (Образуются от качественных, обозначают образ действия - как совершается действие.)

IV. Вопрос учителя:

Что нужно знать, чтобы правильно выбрать написание в наречии н и нн?

1.Знать, что наречие образовано от прилагательного с помощью суффиксов -о и -е.

2. Знать, сколько н пишется в том прилагательном, от которого образовано наречие.

Предлагаю вспомнить таблицу «Н и нн в именах прилагательных» (высвечивается на экран):

НН

1) -енн-, -онн-

исключение: ветреный

2) н + н

искл.

3)стеклянный оловянный деревянный

Ан-, -ян-

Ин-

Ен-, -н- (в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида: соленый)

3. Отличать наречие от краткого причастия.

V. Спрашиваю, сколько н пишется в кратком причастии {письмо отправлено), и предлагаю сравнить два предложения:

сущ. каково?

1) Море взволновано бурей.

гл. как?

2) Оратор говорил взволнованно.

- Как определить, какой частью речи являются одинаково звучащие слова в первом и втором предложении? (1) Ставим вопрос, 2) определяем их синтаксическую роль, 3) смотрим, от какой части речи зависит: говорил как? взволнованно (образ действия, зависит от глагола) - наречие; море каково? что с ним происходит? взволновано (сказуемое зависит от имени существительного) - краткое причастие.

Составьте короткие предложения со словами рассеяно - рассеянно, испугано - испуганно, организовано - организованно. (Мальчик слушал рассеянно. - Зерно рассеяно по полю. Ребенок взглянул испуганно на незнакомого человека. - Дитя испугано собакой. Собрание прошло очень организованно. - Оно организовано семиклассниками.)

Предупреждаю, что есть еще одна трудность; бывает так, что слово является сказуемым, отвечает на вопрос к а к о в о? к а к о в а?, но пишется с нн.

Когда же так бывает?

Учащиеся открывают учебник на с. 109, читают в упр. 235 предложения под цифрой 1. Объясняют правописание н и нн. Рассуждают так: смотрел как? рассеянно - это обстоятельство, выраженное наречием, которое образовано от прилагательного рассеянный, т. е. невнимательный, пишем нн, зависит от глагола;

девочка какова? рассеянна - это сказуемое, связано с именем существительным, но это не краткое причастие, а краткое прилагательное, так как у него нет значения признака по действию, есть значение качества - невнимательна, а в кратком прилагательном пишется столько же н, сколько и в полном.

Предлагаю рассмотреть таблицу (заранее заготовлена на листах):

Обстоятельство

как?

наречие

н или нн

(относится к глаголу)

Сказуемое

Мы сталкиваемся с письменной речью повсеместно: в социальных сетях, коротких сообщениях друзьям и близким, в служебных письмах коллегам, а кто-то и в школе. Очень часто у детей и взрослых возникают трудности при написании одной и двух "н" в наречиях, ведь эта тема является одной из сложнейших в русском языке.

Наречие - это...

Как вы обычно смеетесь? Весело, громко, скромно? И что же это за часть речи характеризует ваш смех? Это наречие, оно помогает нам описывать наши действия (шагать быстро, жить дружно), какой-либо признак (очень быстро, сильно веселый), предмет (чтение вслух, прогулка пешком). Чтобы найти наречие в тексте, достаточно задать вопрос: "как?", "где?", "когда?", "куда?", "откуда?", "почему?", "зачем?". Наречия относятся к неизменяемым морфологическим единицам, они не могут склоняться или спрягаться, не имеют окончаний, рода и числа. И только качественные наречия могут иметь степени сравнения.

Значения наречий

По смыслу наречия делят на две категории: обстоятельственные и определительные.

Обстоятельственные (обозначают признак действия):

  • Времени (пришел вчера).
  • Меры и степени (немного опоздал).
  • Образа действия (бежит быстро).
  • Места (идет вдалеке).
  • Причины (накричал сгоряча).
  • Цели (уронил нечаянно).

Определительные (обозначают признак качества, другого признака):

  • Количественные (много спал).
  • Качественные (страшно устал).
  • Сравнения и уподобления (по-волчьи выл).
  • Способа и образа действия (путешествовать вплавь).
  • Совокупности (сидели вдвоем).

Степени сравнений наречий

Наречия, как и прилагательные, могут иметь сравнительную и превосходную степени.

Под сравнительной степенью понимается какой-либо признак, проявляющийся в большей или меньшей степени. Она образуется с помощью слов "более", "менее", суффиксов "-ее", "-ей", "-е", "-ше". Например, более тихо, тише.

Используется для добавления экспрессии, обозначения высшего разряда какого-то качества. Образуется такая степень с помощью сравнительной степени и слов "всех", "всего". Например: тише всех, громче всего.

Сколько букв "н" писать?

Сколько же букв писать? Давайте вспомним, когда пишется одна и две "н" в наречиях. Правило звучит коротко и ясно: в наречии ставится столько же букв "н", какое количество их находится в слове, от которого оно образовано. Например: ветреный (прилагательное) - ветрено (наречие), огненный (прилагательное) - огненно (наречие).

Почему возникают ошибки?

Если правило такое простое, как кажется на первый взгляд, тогда почему возникают ошибки в написании одной и двух "н" в наречиях? Давайте рассмотрим основную причину.

Неумение определять часть речи. Правила написания одной и двух букв "н" для всех частей речи разные, поэтому, если не определить морфологическую принадлежность слова верно, можно ошибиться. Наречия могут быть образованы от прилагательных и причастий. Следовательно, для того чтобы определить, пишется одна или две "н" в суффиксах наречий, нам нужно для начала выяснить, как пишется слово, от которого это наречие образовано.

Для того чтобы сделать правильный выбор, нужно вспомнить правило выбора одной и двух букв "н" в именах прилагательных. Как мы помним, в именах прилагательных пишется две буквы "н", если;

  1. Оно образовано с использованием суффиксов "-енн-", "-онн-".
  2. Лексическая единица образуется с помощью существительного с основой на "н".
  3. В словах-исключениях "оловянный", "деревянный", "стеклянный".
  4. Одна буква "н" пишется, если прилагательное образовано с помощью суффиксов "-ан-", "-ян-", "-ин-". Например, наречие "обыкновенно" образовано от прилагательного "обыкновенный". Так как в прилагательном "обыкновенный", образованном при помощи суффикса "-енн-", пишется две буквы "н", то и в наречии "обыкновенно" - тоже.

В причастиях двойная буква "н" пишется в следующих случаях:

  1. Есть приставка кроме "не-".
  2. Слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида (кроме "раненый").
  3. Есть зависимое слово.
  4. Эта языковая единица образована с помощью суффиксов "-ованн-", "-еванн-". Слова-исключения: "кованый", "жеваный", "клеваный".

Одна буква "н" пишется, если:

  1. Причастие происходит от глагола несовершенного вида без приставки. Слова-исключения: "желанный", "нечаянный", "нежданный", "негаданный".
  2. Это краткое причастие. Например, наречие "организованно" образовано от причастия "организованный". Так как это причастие образовано при помощи суффикса "-ованн-", в нем пишется две буквы "н", следовательно, и в наречии тоже.

Как не ошибиться?

Как же не допустить ошибку при использовании правила одной и двух буквы "н" в наречиях? Для этого, когда вы видите перед собой слово, в написании которого затрудняетесь, в вашей голове должен возникать определенный алгоритм действий.

Каким он должен быть?

Определяете часть речи, находящуюся перед вами (можно задать вопрос). Итак, перед вами наречие. Теперь нужно узнать, от какого слова оно образовано.

  • Если от имени прилагательного, то вспоминаем, не является ли это слово исключением. Если нет, то пользуемся правилом написания одиночной и двойной "н" в именах прилагательных.
  • Ставим столько "н", сколько их в прилагательном.
  • Если наречие образовано от причастия, определяем, одиночная или двойная "н" пишется в этом слове согласно правилу.
  • Пишем такое же количество "н", сколько в причастии.

Для закрепления алгоритма по правилу одной и двух "н" в наречиях используем в качестве примера словосочетание "местность пустынна". "Пустынна" - это качественное наречие, отвечает на вопрос "какова?", образовано от прилагательного "пустынный", поэтому пишется удаленная "н".

Попробуйте потренироваться. Определите написание выделенных слов:

  • идти медле_о;
  • праздник прошел организова_о;
  • слушать задание рассея_о;
  • одеваться изыска_о;
  • говорить пута_о;
  • нечая_о уснуть;
  • говорить восторже_о;
  • смотреть разочарова_о;
  • отчая_о бороться;
  • улыбаться смуще_о;
  • медле_о плыть;
  • мысле_о прощаться.

Как видите, для безошибочного написания наречий нужно хорошо знать правила русского языка и умело использовать их на практике. Если вы не будете пренебрегать законами орфографии, то проблем не возникнет!

§ 58. Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: по дд ержать, пре дд верие, вв ести, о тт ереть, сс ыпать, во сс тановить, бе зз аконный, конт рр еволюция.

§ 59. Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращённых слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Мо сс овет, гла вв рач.

§ 60. Двойное н и двойное с пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень кончается, а суффикс начинается согласной н или с:

с суффиксом -н-, например: длинный (длина), старинный (старина), каменный (камень), доменный (домна), законный (закон), временный (основа времен-);

с суффиксом -ск-, например: котласский (Котлас), арзамасский (Арзамас), русский (Русь), но: тартуский (Тарту), ханькоуский (Ханькоу);

Двойное с пишется также в глаголах прошедшего времени при сочетании основ на -с с возвратной частицей -ся, например: спасся, нёсся.

Примечание. Двойное н пишется в числительном одиннадцать.

§ 61. Двойное н пишется в суффиксах -енн-, -онн- прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный, болезненный, клюквенный, искусственный, внутренний, ведренный, свойственный, обеденный, революционный, позиционный.

Примечание. В слове ветреный и в производных от него пишется одно н, но в приставочных образованиях пишется -нн- (безветренный, подветренный).

Прилагательные с суффиксом -ян- (-ан-), образованные от существительных, пишутся с одним н, например: волосяной, дровяной, глиняный, кожаный. Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н.

С одним н пишется суффикс -ин- в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница.

§ 62. Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, например: читанные на торжественном заседании доклады; боец, раненный вражеской пулей; колхоз, организованный в 1930 году; усиленный двумя ротами отряд; депутаты, избранные в Верховный Совет.

§ 63. Двойное н пишется во всех прилагательных, образовавшихся из страдательных причастий прошедшего времени (или по их типу), если эти прилагательные имеют приставки либо оканчиваются на -ованный, -еванный (кроме жёваный и кованый), например: больному назначено усиленное питание, вышел том избранных сочинений Пушкина, возвышенный стиль, вписанный треугольник, выдержанное вино, доверенный человек, умеренный климат, изысканные манеры, отвлечённый вопрос, рассеянный ученик, поношенное платье, подержанные книги, заплаканное лицо, заржавленный ключ, рискованный шаг, балованный ребенок, корчёванный участок.

Но с одним н следует писать прилагательные, образовавшиеся из страдательных причастий прошедшего времени (в том числе и сложные, см. § 80, п. 2), если эти прилагательные не имеют приставки и не образованы от глаголов на -овать, -евать, например: учёные труды, раненые пограничники, рваная одежда, копчёная колбаса, кипячёное молоко, вяленая рыба, гашёная известь, солёные огурцы, мочёные яблоки, варёный картофель, гладкокрашеная ткань.

Слова желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный и некоторые другие, определяемые в словарном порядке, пишутся с двумя н.

§ 64. Двойное н пишется в наречиях на -о и в существительных с суффиксами на -ик, -иц, -ость, образованных от прилагательных, если последние пишутся с двумя н, например: нечаянно, неслыханно, взволнованно, взволнованность (взволнованный); уверенно, уверенность (уверенный); воспитанность, воспитанник, воспитанница (воспитанный); ставленник (ставленный); пленник (пленный); именинник (именинный); сенник (сенной); коренник (коренной); свойственник (свойственный).

Если же прилагательное имеет одно н, то и образованные от него наречия и существительные пишутся с одним н, например: путано, путаник, путаница (путаный); учёно, учёность (учёный); конопляник (конопляный); серебряник (серебряных дел мастер). Также с одним н пишутся слова сребреник (в значении монеты) и бессребреник (бескорыстный человек).

§ 65. Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, в полной форме которых – двойное н, например: группы дисциплинирова нн ы и организова нн ы, девочка воспита нн а и умна; они очень рассея нн ы.

Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н, например: слома н, слома н а, слома н о, слома н ы, юноша воспита н комсомолом; девочка изнеже н а воспитанием; мы ограниче н ы временем; ученики организова н ы в группу.

§ 66. Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать и в производных от них, а также в некоторых образованиях от глагола жечь, например: жжёшь, жжёт, жжёный, жжение, жжёнка.

При наличии чередования зг – зж, зд – зж следует писать не двойное ж, а зж, например: брюзжать (брюзга), мозжечок (мозг), приезжать (приезд), позже (стар. поздо, соврем, поздно), загромозжу (загромоздить), а также брезжить (ср. стар. брезг – «рассвет»).

§ 67. Не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова, например: ра сс ориться (ра с + сс ориться), оде сс кий (оде сс + с кий), пру сс кий (пру сс + с кий), пятито нн ый (пятито нн + н ый).

§ 68. Написание двойных согласных в иноязычных словах определяется в словарном порядке, например: ирригация, коррозия, кассация, эксцесс, эссенция, но: афиша, литера, официальный, офорт, рапорт.

§ 69. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, например: группа – группка, группочка; программа – программка, программный; киловатт – киловаттный; Калькутта – калькуттский; класс – классный; гунн – гуннский; балл (единица меры, оценки) – пятибалльный, галл – галльский; либретто – либреттист.

Но пишется: криста ль ный (хотя криста лл), фи н ка, фи н ский (хотя фи нн), коло н ка (хотя коло нн а), пятито н ка (хотя то нн а), опере т ка (хотя опере тт а).

Примечание. В первой части сложносокращённых слов, которая представляет собой основу, оканчивающуюся двойной согласной, пишется только одна согласная, например: гра м запись, гру п ком.

Есть определенное правило русского языка , которое диктует следующий принцип образования наречий от прилагательных :

Если в прилагательном всего одна буква «Н» , то и в образованном от него наречии , оканчивающимся на буквы: «О» или «Е» также будет одна эта буква. Если изначально в прилагательном было две буквы, то и образованное наречие будет повторять также две буквы «Н». Примеры:

Две буквы «Н» : раздраженн ый – раздраженн о, взволнованн ый – взволнованн о, медленн ый – медленн о, огненн ый – огненн о, мужественн ый – мужественн о, пламенн ый – пламенн о

Одна буква «Н» : поздн ий – поздн о, забавн ый – забавн о, приятн ый – приятн о, ветрен ый – ветрен о, снежн ый – снежн о, грустн ый – грустн о, красн ый – красн о, солнечн ый – солнечн о

Например.

ТоржествеННо – торжествеНН ый.

ИнтересНо – интересН ый.

ПутаНо – путаН ый.

Упражнение

Проверьте правильно ли Вы записали словосочетания .

Вскрикнул испугаНН о,

смотрел рассеяНН о,

делает искусН о,

относился легкомыслеНН о,

ждал бесконечН о,

говорить обдумаНН о,

отвечать путаН о,

времеНН о отсутствовать.

Н и НН в наречиях на -О, -Е

Наречия надо отличать от кратких причастий, в которых пишется Н, и от кратких прилагательных, в которых пишется столько Н, сколько и в полной форме.

Например. как?

Класс сосредоточеННо (внимательно) слушал объяснения учителя (наречие).

Лицо было сосредоточеННо, серьезНо (кр.прил.).

Войска были сосредоточеНы на равнине (кр.прич.).

(сосредоточились)

Проверьте упражнение .

1. Выставка организоваН а спонсорами (кр.прич.).

2. Экскурсия прошла организоваНН о (наречие).

3. Ученица дисциплинироваНН а и организоваНН а (кр.прил.).

4. Все слушали сообщение взволноваНН о (нар.).

6. Собрание взволноваН о сообщением (кр.прич.).

7. Она была невнимательН а и рассеяНН а (кр.прил.).

8. Вчера он слушал рассеяНН о (наречие).

9. Семена рассеяН ы по полю (кр.прич.).

Помни! Прежде чем будешь применять правило, посмотри, не является ли это слово исключением! К ним относятся: неожидаННый медлеННый страННый свящеННый чваННый чекаННый желаННый окаяННый делаННый невидаННый неслыхаННый нечаяННый неждаННый негадаННый жемаННый рдяНый пряНый зелеНый свиНой бараНий сиНий румяНый багряНый юНый смышлеНый назваНый (брат) посажеНый (отец)

Существительные и наречия.

В наречиях пишется столько же Н, сколько и в словах, от которых они были образованы:

взглянул беше?о – беше?ый (см. часть №1 правила: образовано от глагола бесить несовершенного вида, без приставки и суффиксов –ОВА/-ЕВА = бешеНый = бешеНо)

Помни! Прежде чем будешь применять правило, посмотри, не является ли это слово исключением!

К ним относятся:

мошеННик тружеНик

племяННик

придаНое ставлеННик даННик беспридаННица

Алгоритм действий.

1. Определи, какой частью речи являются слова, в которых пропущены –Н- или –НН-. Это необходимо для того, чтобы знать, какой часть правила пользоваться.

2. Вспомни, не является ли это слово исключением.

3. Подумай, от какого слова образованы разбираемые слова.

4. По правилу определи написание.

Разбор задания.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Манеры его не отличались простотой, а были изыска(1)ы. В лабиринте кривых, узких и немоще(2)ых улиц вечно шмыгал народ. Шоферы спорили с погрузчиками, что машина недогруже(3)



а. 1) 1,2 2) 1,3 3) 1,2,3 4)

1 Манеры (каковы?) изыска(1)ы. Это краткое прилагательное, так как его можно заменить полной формой изыска…ый. Определяем написание полной формы: изыска…ый образовано от глаголаизыскать, в котором есть приставка из-.

Таким образом, как в полной, так и в краткой форме пишем две НН.

Немоще(2)ых (каких?) улиц. Это полное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида мостить. Приставка не- не влияет на написание, суффиксов –ОВА/-ЕВА нет, зависимые слова тоже отсутствуют. Пишем одну Н.

Машина недогруже(3)а (что сделана?). Это краткое причастие, так как можно заменить глаголом недогрузили. В кратких причастиях пишется одна Н.

Таким образом, правильный вариант – ответ №4.

Потренируйся.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, еще пахло смолой.

1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 1, 2, 3 2.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девичья фигура в белоснежном платье с плете(3)ыми рукавами.

1) 1 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 2 3.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? На картине «Кермесса» Рубенс изобразил толпу разгоряче(1)ых горожан, отчая(2)о отплясывающих беше(3)ый танец. 1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 1, 3



Ответы: 3, 3, 3.

1.Как можно отличить прилагательное от причастия? (Если нет зависимых слов и нет приставки, то это прилагательное: груженый вагон, вязаная кофта. В кратких прилагательных пишется столько -Н-, сколько в полных). Но в кратких причастиях всегда пишется одна буква Н.

2) Краткие отглагольные прилагательные можно отличить от кратких причастий тем, что они не имеют после себя дополнения, отвечающего на вопрос «чем? кем?».

Например. Население было собрано начальником гарнизона.

Она воспитана в строгих правилах.

3) Краткие прилагательные можно заменить другими прилагательными

Девушка начитанна (умна, эрудированна)

· Отличите наречие от прилагательного и причастия.

Распределите словосочетания по колонкам таблицы

Смотрел удивленно, раздражен шумом, мышцы напряжены, походка медленна,

помощь обеспечена, все удивлены, поступил совершенно правильно, жил обеспеченно, говорил раздраженно, работали напряженно, шел медленно, конструкция совершенна.

· Обобщение.

Какие разделы науки о языке мы вспомнили? (Орфоэпия, словообразование, морфология, морфемика, синтаксис).

Домашнее задание.

Тема урока:

« Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е) »

Тип урока: Объяснение нового материала

Технология: проблемное обучение

Средства обучения: компьютер, презентация, мультимедийная установка, карточки для индивидуальной работы, доска

Цель урока:

Учащиеся должны знать:

  1. Правописание -Н- и -НН- в наречиях на -о(-е)
  2. Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях
  3. Признаки наречий на -о (-е) и кратких страдательных причастий среднего рода

Учащиеся должны уметь:

  1. образовывать наречия от прилагаетльных;
  2. отличать друг от друга наречия и краткие страдательные причастия среднего рода;
  3. объяснять написание -Н- и -НН- в различных частях речи;
  4. конструировать предложения с наречиями на -о (-е) и краткими страдательными причастиями среднего рода;
  5. употреблять наеречия в речи

Познавательный (обучающий) аспект цели:

  1. изучение материала по теме « Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е) »;
  2. формирование навыка написания Н и НН в наречиях;

Развивающий аспект цели:

  1. развитие внимательности, логического мышления;
  2. развитие речи.

Воспитывающий аспект цели:

  1. формирование нравственных качеств личности;

Ход урока

  1. Организационный этап
  1. приветствие;
  2. проверка готовности к уроку;
  3. организация внимания.
  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала

На доске записаны дата, вид работы (классная ) , тема урока «Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)»

  1. Сообщение учителем темы урока и цели.

Тема нашего урока «Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)».

Чему вы должны научиться сегодня на уроке? Как бы вы сформулировали цель нашего урока? (мы должны научиться писать Н и НН в наречиях, точнее должны узнать, в каких наречиях нужно писать Н, а в каких НН)

Изучая прилагательное и причастие, мы говорили с вами о правописании Н и НН в этих частях речи. Давайте повторим эти правила, чтобы вам легче было понять новую тему.

  1. На слайде:

Серебряный Посеребрённое Посеребрено

Ветреный Обветренное Обветрено

Ломаная Сломанное Сломано

Ценный Оценённое Оценено

Беседа по вопросам:

1) Что объединяет слова 1 столбика? (Орфограмма Н - НН в суффиксах имен прилагательных)

2) Какое из этих слов, на ваш взгляд, является лишним и почему? (ломаная – отглагольное прилагательное, ценный – пишется НН)

3) Объясните правописание слов 1 столбика

А ещё в каких суффиксах пишется Н? НН?

4) Как вы объясните правописание слов из 2 столбика?

5) Почему в словах 3 столбика пишется Н?

Учитель: Ещё мы должны помнить о написании некоторых словарных слов

  1. На карточках слова

Нежданный

Негаданный

Подлинный

Неслыханный

Невиданный

Рьяный

Румяный

Свиной

Смышлёный

Слайд № 2

Спишите предложения с объяснением.

1) Всегда имей своё сердце расположе…ым к добру, а дух мужестве…ым.

2) И в мыши…ую нору проникает луч света.

3) Испуга…ый зверь далеко бежит.

4) Согласие крепче каме...ых стен.

5) С умом задума…о, да без ума сдела…о.

Из данных предложений выпишите прилагательное и причастие, от которых, на ваш взгляд, можно образовать наречия:

Учитель на доске записывает:

Мужественный – мужестве…о (бороться)

Испуганный – испуга…о (посмотреть)

Почему нельзя образовать наречия от прилагательных мышиную, каменных ? (это относительные прилагательные)

Как вы считаете, сколько Н нужно написать в этих наречиях?

Запишите их в составе словосочетаний.

А если в прилагательном пишется Н, как, например, в слове бешеный , то сколько Н напишем в наречии, образованном от этого прилагательного?

(запишите словосочетание с этим наречием)

Бешеный - бешено

Итак, сделайте вывод: отчего же зависит правописание Н и НН в наречиях?

Проверьте себя по учебнику на с. 41 .

Закрепление

Упр. 569 с комментированием.

В это время к доске вызываю 2 – х учащихся.

Индивидуальная работа

Карточка № 1

Сосредоточе…о смотрит, серебря…ое кольцо, восторже…о улыбаться, лома…ая линия, ответить сдержа…о, безветре…ая погода, беше…о налетевший ветер, позолоче..ые часы.

Карточка № 2

Войско сосредоточе…о в лесу, огорчё…о посмотреть, стари…ые часы, задача реше…а, слушать рассея…о, собрание перенесе…о, слома…ая ветка, овся…ая каша.

Проверка

Найдите слова, которые произносятся одинаково. Выпишите их в данном контексте.

Слайд 3.

сосредоточе нн о смотрит - войско сосредоточе н о в лесу

Почему ты, …, написала с НН, а ты, …, с Н?

Итак, на письме следует различать наречия и краткие причастия среднего рода.

Как это сделать, прочитайте в учебнике на с. 42.

Учитель (после самостоятельного знакомства с правилом):

Как отличить краткое причастие от наречия на -о(е)

Закрепляем. Упр. 572 с комментированием

1 и 2 предложение записываем на доске. Подчёркиваем грамматическую основу, определяем часть речи.

Разберите эти слова по составу.

Что мы должны с вами помнить при морфемном разборе наречий? (они не изменяются, следоваетльно у них нет окончаний).

А в кратких страдательных причастиях мы с вами выделяем окончание.

Чем ещё различаются наречия и краткие причастия? (составом слова)

Предложения под № 2 записывают с комментированием с места.

3 и 4 по вариантам самостоятельно.

(Устно) А теперь составьте свои предложения со словами обдумано и обдуманно (из упр. 573)

Проверочная работа

Итак, проверим свои знания. Перед вами карточки 3 варинтов. Кто считает, что он усвоил новый материал очень хорошо, то выбирает 1 вариант. Кто не совсем уверен в своих знаниях, тот выбирает 2 вариант, и кто считает, что ему ещё нужно поработать над изучаемой орфограммой, выбирает 3 варинт и в тех словах, которые вызовут у вас затруднения, вы можете поставить знак вопроса

1 вариант 2 вариант

1. радиофицирова…й класс

2. местность пусты…а

3. песча…ый берег

4. гружё…ый кирпичом вагон

5. време…о не работать

6. организова…о собраться

7. хорошо организова…о

8. явиться нежда…о-негада…о

9. увере…о ответить

1. изуче…о досконально

2. насыще…ый влагой

3. тренирова…ый спортсмен

4. исследование законче…о

5. нежда...ый гость

6. искре…е пожелать

7. оживлё…о говрить

8. подли…ые украшения

9. самоотверже…о служить

3 вариант

1. речь торжестве…а

2. ране…ый боец

3. написа…о пером

5. увлече…на музыкой

6. свяще…ый долг

7. всё переплете…о

8. асфальтирова…ая дорога

9. скоше…ая трава

Вывод: 1) Чему же вы научились сегодня на уроке? От чего зависит правописание Н и НН в наречиях?

2) Как отличить наречие от краткого страдательного причастия?

Д/з упр. 570.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЙ № 15 ЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)

(урок русского языка в 7 классе

по УМК С.И. Львовой и В. В. Львова)

Разработала Полканова Наталия Анатольевна,

учитель высшей квалификационной категории

САРАТОВ - 2011


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: