Конспект игры я начну а ты продолжи. Образовательный портал

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

«Кто назовет больше?»

1. Назови все деревянные (железные, пластмассовые, стеклянные, круглые, прямоугольные, синие, красные и т.д.) предметы в комнате.

2. Назови предметы которые можно катить(переставлять, двигать и т.д.)

«Закончи слово»

Взрослый говорит начало слова, а ребенок заканчивает это слово:

Теле – фон

Теле – визор

Теле - жка

«Я начну, а ты продолжи»

Взрослый говорит предложение, ребенок повторяет фразу сказанную взрослым и добавляет свою.

- «Это шарфик» -говорит взрослый

- «Это шарфик. Он связан из шерсти» - говорит ребенок
- «Это шарфик. Он связан из шерсти. Шарфик серый и пушистый» - взрослый. (и т.д.)

«Игра в слова»

Взрослый называет слово, а ребенок придумывает слово на последний звук предыдущего слова: стул – ложка – арбуз – зонт и т.д.

«Слова – враги»

Пример: покупает – продает

Надевать - поднимает - прятал-

Кричать - дает - отбирал-

Заболеть - покупает- помогал-

Ломать - хвалит - упал-

Наливает - лежит - включал –

Закончи предложение

Подбери подходящие по смыслу слова.

«Медведь осенью засыпает, а весной……»

«Березка от ветра наклонилась, а затем…..»

«При расставании люди прощаются, а при встрече…»

«Сложи два слова в одно»

Пример: кофе варит – кофеварка

Снег чистит - сладкое ест –

Землю роет - басни пишет –

Полы трет - по луне ходит –

Овощи режет - по снегу ходит –

Мясо рубит - воду проводит –

Огонь тушит –

«Скажи ласково»

Пример: стол – столик

ИК

Дом, двор, лист, нос, хвост, корабль, мост, зуб

ОК, - ЕК

День, пень, зверь, город, котел, брат, лист

ОЧК

Кость, тумба, роза, ветка, ваза, гора, полка, лавка, вилка, сумка

«Назови одним словом»

Пример: стена из камня – каменная

Стена из кирпича - салфетка из бумаги -

Дорожка из песка - коробка из картона –

Баба из снега - корона из золота –

Шляпа из соломы - ваза из стекла –

«Найди лишнее слово. Объясни свой выбор»

Мяукать – мычать – хрюкать – летать.

Говорить – болтать – шептать – слушать.

Драться – ссориться – ругаться – дружить.

Поливать – стучать – полоть – выращивать.

«На что это похоже»

Белое облако похоже на…. (вату)

Радуга похожа на….. (коромысло)

«Разложи слова»

Пример: листопад - падают листья

Ледоход, рыболов, самосвал, водопад, самокат, лесоруб, трубочист, носорог.

«Что лишнее?»

Огурчик, свекла, перчик, помидорчик, стульчик, кресло, диванчик, шкафчик.

«Мой, моя, мое.

Взрослый показывает предмет или картинку, ребенок должен правильно сказать:

Это мой карандаш

Это моя футболка

Это мое зеркало

«Общее слово»

Подобрать общее слово для двух непохожих предметов

Черепаха и улитка - медленные

Стол и шкаф -

Река и василек -

Замок и дверь –

Вода и молоко –

Молоко и сахар –

«Подбери слово»

Теплый, мягкий, ноздреватый ….. (хлеб)

Вкусные, сладкие, шоколадные …

Ловкая, длинная, ядовитая…

Желтое, ароматное, наливное…

Новый, современный, большой….

«Профессии»

Переносит багаж - носильщик

Вставляет стекла -…..

Работает на кране - …….

Танцует на сцене - …..

Торгует мороженным - ….

Чинит часы -…..

«Слова родственники»

Подобрать родственные (однокоренные) слова.

Пример: береза, березонька, березовой, подберезовик

Стол, дерево, лес, мороз, снег, море и т.д.

«Подбор прилагательных»

Назвать как можно больше признаков к слову - СОБАКА

Большая – лохматая – добрая – охотничья – игривая – прыгучая

«Что бывает»

Необходимо к прилагательному подобрать существительное.

ЗЕЛЕНЫЙ - помидор, дом, крокодил, огурец, мяч

ХОЛОДНЫЙ -…….

ЗЛОЙ -……

ДОБРЫЙ -……

КОЛЮЧИЙ -….

Литература:

    И.В.И.Скворцова «Логопедические игры для детей 4-6 лет», ОЛМА МЕДИА Групп -2008г

    Л.Ф.Тихомирова «Развитие логического мышления детей», Академия развития 1996г

    Н.В.Новотворцева «Развитие речи детей» , Академия развития 1996г.

    Ж. «Ребенок в детском саду» № 2/2001г.

Игровое общение в старшей группе детского сада «Волшебный сундучок здоровья»

Цель:

Формировать у детей понятие «здоровье» человека. Развивать желание беречь своё здоровье, поддерживать разными видами деятельности.

Материал:

Сундучок, кроссворд, загадки, перечень вопросов к словесной игре на картинках, схемы к игре «Человечки», яблочко-пазл с пословицами, мешочек в продуктами, карточки с витаминами и стихами, зеркало, вырезанные из листа «зеркала», фломастеры, карандаши, музыка.

Ход занятия:

Сюрпризный момент

Воспитатель:

У нас сегодня в группе появился сундучок!
На нём написано: «Чудесный сундучок мудрых вещей для старших ребят!»
Посмотрим! Да тут столько интересных предметов! Для чего они нам?

Кроссворд

Вы знаете, что такое кроссворд? Это задачи-думалки.
Нужно подобрать слова по заданным условиям. А условия здесь загадки! Слушаем внимательно и отгадываем слова в клеточках.

1.Я увидел свой портрет.
Отошел - портрета нет.
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит, -
А любому правду скажет -
Всё как есть ему, покажет.
(зеркало)

2. Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов.
(душ)

3.Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится!
(мыло)

4. Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и мышей.
(расческа)

5. Резинка – Акулинка
Пошла гулять по спинке.
А пока она гуляла,
Спинка розовая стала.
(мочалка)

6. Я не море и не речка,
Я не озеро, не пруд,
Но как утро или вечер –
Люди все ко мне бегут.
(ванна)

7. Серебряная труба,
Из трубы – вода,
Вода бежит и льётся
В белизну колодца,
На трубе – два братца,
Сидят да веселятся.
Один в кафтане красном,
Второй – в голубом,
Оба друга-брата
Заведуют водой.
(умывальник)

8. Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(зубная щетка)

Воспитатель:
Подведём итог, прочитаем слово в красной полоске, по вертикале! Это слово - «здоровье». И кроссворд рассказал нам, о чём хотят рассказать в сундучке предметы (о здоровье), чему научить (быть здоровым)!

Воспитатель:

Что же это за книга странная, картинки есть, а текст не весь!

Словесная игра «Я начну, а ты продолжи!»

Цель: Развивать умение по началу, придумывать конец предложения. Уточнять и расширять представления о понятии «здоровый человек».

1. Здоровый человек – это…
2. Мое здоровье…
3. Иногда я болею, потому что…
4. Когда я болею, мне помогают…
5. Когда у человека что – то болит, то он…
6.Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется…

Воспитатель:

Делать зарядку!

Пожелание из сундучка:

Веселые движения
Полезные движения
Кто ими занимается,
Достоин уважения
Кто ими занимается,
Здоровья надирается
А, кто не занимается-
С болезнями намается.

Воспитатель:

Что же в волшебном сундуке для зарядки есть? Смотрите, удивительные человечки.

Игра «Человечки»

(по схемам)
Цель: Развивать умение понимать схематическое изображение человека, его движений, точно выполнять заданное упражнение. Дать возможность расслабить мышцы тела, получить положительные эмоции.

Ход: показ детьми движений по изображениям на карточках.

На коробочке с игрой:
Каждый день по утрам
Делаем зарядку,
Очень нравится нам
Делать по порядку.

Воспитатель:

Давайте вместе!

Пожелание из сундучка:
Чтобы вам не болеть
И не простужаться,
Вы зарядкой всегда
Должны заниматься.

Воспитатель:

В волшебном сундучке есть волшебное яблочко для здоровья. Кто его части соберёт, все его мудрости поймёт, тот здоровье обретёт.

Развивающая игра: «Яблочко-пазл для здоровья!»

Цель: Дать знания о здоровье через народную мудрость в пословицах.
Ход: Нужно собрать из кусочков яблочко, пояснив пословицы.

«Здоровье дороже богатства». Растраченное здоровье не вернут никакие врачи, сколько бы ты не заплатил.
«Здоровье не купить». Здоровье дано нам природой, если человек теряет его, то вернуть его будет очень трудно, придется много лечиться.
«Болезнь человека не красит». Больной человек всегда плохо выглядит, становится раздражительным, капризным.
«Здоров будешь - все добудешь» Здоровый человек всего добьётся, со всеми делами справится.
«Здоровому все здорово» Здоровый человек всему рад, видит вокруг себя только хорошее.

Пожелание от сундучка:

«Вот и яблочко спелое для здоровья советами полезное. Советы соблюдайте, здоровье сохраняйте!»

Воспитатель:

А ещё что полезно для здоровья человеку кушать? Отгадай, назови и расскажи. (Выставляем карточки с витаминами к продуктам)

Игра «витаминный мешочек»

Цель: Дать знания о витаминах, их полезности и опасности для организма человека. Развивать познавательную активность, тактильное восприятие.
Ход: В мешок кладут фрукты, овощи. Ребёнок определяет на ощупь предмет, называет, достаёт его и вместе с воспитателем рассказывает о витаминах в этом фрукте или овоще.

На мешочке:
Чтобы быть всегда здоровым
Надо многое узнать
И как правильно питаться
Витамины получать!
Бананы, зерна злаков, печень
Тебе советуют все есть.
И в хлебе грубого помола
Есть ценный витамин …
(В6).

Все виды масел так полезны,
И я советую тебе:
Употребляй почаще в пищу
Продукты с витамином…
(Е)

Петрушка с щавелем полезны-
Известно вам, как дважды два.
В рябине, луке, облепихе
Есть витамины группы…
(А)

Рыба, яйца, мясо свинки
Содержат очень много…
(цинка)

В черной смородине, шиповнике, лимоне -
Полно…(С) витамина,
Полезен он, ребята всем,
От ОРЗ и ГРИППА!

Если хочешь быть здоровым
И в кровати не валяться -
Ешь говядину и творог:
Они содержат…
(В12)

Пожелание о сундучка:
Пожелаю Вам ребята
Пить лишь соки и нектары,
Есть арбузы и бананы,
Яблоки, изюм и киви,
Манго сладкое и дыни.
Не болейте, улыбайтесь!
Быть здоровыми старайтесь!

Воспитатель:

А это что за ручка и ножка в сундучке? Да это же для игры «Топать – хлопать!». Слушаем какое-либо действие. Ваша задача, если это действие полезно для здоровья человеку, то хлопать, если нет, то топать.

Игра «Здоровый образ жизни»

Цель: Дать знания о ЗОЖ.
Ход: выполнение детьми движений по словесному сигналу, соблюдая правила.

Нужно трудиться
Мало двигаться
Соблюдать чистоту
Закаляться
Лениться
Делать зарядку
Есть много сладкого
Радоваться жизни
Улыбаться
Болеть
Заниматься физкультурой
Грустить
Много гулять
Слушаться родителей
Редко умываться
Одеваться тепло
Дружить

Игра «Зеркало души»

Цель: Получить положительные эмоции от деятельности, понимание важности хорошего настроения для здоровья человека. Воспитывать желание улыбаться и дарить улыбку окружающим.
Ход: Изобразить черты лица с улыбкой. Посмотреться в «зеркало» и «увидеть в нём своё отражение». Подарить «зеркало» гостям для улыбки.
Материал: альбомные листы в виде зеркала, фломастеры, карандаши.

Воспитатель:

А зачем здесь зеркало и как оно может помочь здоровью?

На зеркале:

Ты не грусти, а улыбайся,
Смотри на вещи веселей,
И от меня ты не скрывайся,
Со мной ведь и смешней, и здоровей…

Воспитатель:

Пожелание от сундучка:

Улыбайся каждый день – чтоб не зря был прожит день.
Музыка во время работы.

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется!

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Ольга Абашкина
Дидактическая игра «Угадай профессию» (для детей 5–7 лет)

Дидактическая игра предназначена для детей старшего возраста.

Она помогает знакомить детей с разными профессиями, в том числе с

профессиями работников детского сада и школы.

Цель: Расширять знания и представления детей о профессиях. Продолжать знакомить с профессиями работников детского сада.

Ход:

1 вариант:

Детям предлагается одеть куклу в костюм, но сначала надо отгадать загадку, в которой зашифрована название профессии.

Загадки:

1. Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?

(врач).

2. У этой волшебницы, этой художницы,

Не кисти и краски,а гребень и ножницы.

Она обладает таинственной силой:

К кому прикоснётся, тот станет красивым.

(парикмахер).

3. Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок

Знает школьник и родитель

Проведет урок.

(учитель).

4. На витрине все продукты:овощи, орехи, фрукты

Помидор и огурец предлагает.

(продавец).

5. Учит вежливости нас, почитает вслух рассказ

Не учитель, не писатель это дети.

(воспитатель)

6. Кто воспитателю поможет, всё в группе чисто приберёт,

Детей накормит спать уложит, везде порядок наведёт?

(помощник воспитателя)

7. Знает точно детвора вкусно кормят.

(повара)

8. Чтоб прививки сделать в срок, гигиене дать урок

Чтобы были наши дети здоровее всех на свете

На посту уже с утра.

(медицинская сестра)

2 вариант:

Игра "Я начну, а ты продолжи":

Врач лечит людей, чтобы.

Учитель учит в школе, чтобы.

Воспитатель воспитывает детей, чтобы.

Родители – книга -ребёнок.

УЧИМСЯ РАССКАЗЫВАТЬ.

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей.

Ребенок-дошкольник является своеобразным «читателем». Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Но, чем же так страшно детское «нечтение»? Во-первых, обедняется словарный запас и как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей. Во-вторых, нарушается процесс социализации, вхождения в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.

В-третьих, не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье. Формально – люди грамотны, они пишут, и читают, но уметь читать – не значит складывать из букв слова, это значит понимать прочитанное, вникать в смысл текста.

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

После пяти лет , когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

· в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз» и т.п.;

· сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, « Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;

· предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;

· предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;

· написать письмо своему любимому герою или автору сказки;

· сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);

· придумать сказку по опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот;

· рассказать историю от лица любого героя или предмета;

· описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от лица веселого человека и грустного человека и т.д.

Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

УЧИМСЯ, ИГРАЯ.

Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников.

Выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П.Усова, А.М.Леушина и др. неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре как средстве речевого развития дошкольников.

Пословицы и поговорки – сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей. В них сконцентрирован, обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа. Пословица – краткое изречение с назидательным смыслом; поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически они делятся на две части, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например « Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года ». Поговорка не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе. Заблудился в трех соснах». Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь пользоваться ими в жизни. С этой целью предлагаем вам поиграть с ребенком в эти игры.

Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

Задачи:

· учить понимать образные слова в пословицах и поговорках;

· развивать интерес к значению слова;

· Учить активно использовать их в речи.

Крепкую дружбу водой - (не разольёшь).

Один в поле - (не воин).

Глупые ссорятся, а умные – (договариваются).

Под лежачий камень – (вода не течет).

Семь раз отмерь – (один отрежь).

Что посеешь – (то и пожнешь).

Дидактическая игра «Угадай-ка».

Задачи:

· учить понимать образные слова в пословицах, поговорках, фразеологизмах, активно использовать их в речи;

· развивать понимание такого языкового явления, как многозначность слова.

…..

Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос.)

Не цветы, а вянут? (Уши вянут.)

Что можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит.)

В чем можно утонуть опечалившись? (В слезах.)

Какую часть лица надувают обидевшись? (Надуть губы.)

Что можно искать в поле? (Ищи ветра в поле.)

Дидактическая игра «Одним словом».

Задачи:

· учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов;

· познакомить с тем, что слова имеют значением смысл, в разговоре их необходимо употреблять в соответствии со значением;

· развивать аналитическое мышление.

Надуть губы. (Обидеться.)

Как снег на голову. (Внезапно.)

Вылетело из головы. (Забыть.)

Как по команде. (Дружно.)

Со всех ног. (Быстро.)

Рукой подать. (Близко.)

ПОЧИТАЙ, МНЕ МАМА!

Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, - это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его жизнь.

Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе.

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы – ни одной.

У меня слоны, жирафы

Звери все до одного,

И бизоны, и удавы,

А у папы – никого!

У меня - в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг. Например, книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Другой тип – книжка-панорама . Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие в ней как бы оживает с помощью этих фигурок. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и переживает происходящее вместе с героями.

Так же надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект, книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия. Это нужно для того, чтобы ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств.

Материал подготовила Нечаева Л.А

Обогащение лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Снег»)

Конспект совместной деятельности педагога и детей (на основе разных видов деятельности)

(работа со словом-доминантой «снег»)
Цель. Продолжать знакомить детей со значением слова-доминанты «снег».
Задачи.
1. Активизировать необходимые знания и обследовательские действия детей для создания системы смысловых связей в конкретном семантическом поле.
2. Способствовать овладению детьми умением самостоятельно моделировать семантическое поле с заданной доминантой.
3. Обогащать словарь детей за счет лексики семантических полей на основе отношения состояния, отношения действия, отношения принадлежности к одной части речи (существительные, прилагательные), отношения сказочности.
4. Развивать у детей умение самостоятельно пользоваться необходимыми обследовательскими действиями для выявления качеств и свойств объекта.
Методический материал. Дидактические словесные игры: «Я начну, а ты продолжи», «Подбери как можно больше слов-действий», «Кто больше вспомнит?», загадка о снеге, эстафета «Кто быстрее подберет».
Материал: иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев.
Оборудование: для проведения опыта «Свойства снега».
Иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев.

Загадка о снеге
У меня в руках снежок, я слепила пирожок.
Чтоб пирог испекся мой, принесла его домой
И пирог в духовку положила ловко.
На минутку отлучилась - не пойму я, что случилось?
Не найду пирог нигде, лишь вода в сковороде.
Кто, ребята, догадался, пирожок куда девался? (Растаял)

Картинки с изображением предметов,
связанных со словом-доминантой «снег» (существительные)



Иллюстрации с изображением предметов, отвечающих на вопрос «Снежный-что?», связанных со словом-доминантой «снег»


Иллюстрации с изображением предметов, отвечающих на вопрос «Снежная-что?», связанных со словом-доминантой «снег»


Иллюстраций с изображением сказок и сказочных героев

ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ
А) Дидактическая словесная игра «Я начну, а ты продолжи», Опыт «Свойства снега» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношения состояния слова-доминанты «снег») .
Дидактическая словесная игра «Я начну, а ты продолжи»
Цель. Формировать у детей умение продолжать синонимический ряд, находить слова, близкие по смыслу.
Содержание. Воспитатель говорит предложение: «В городе лежит снег», выделяя в нем слово-доминанту «снег», дети подбирают к нему слова, характеризующие состояние снега, отвечающие на вопрос «Какой?
Опыт «Свойства снега»
Цель. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.
Материал. Емкость для снега, лопатки.
Содержание.
1. Берут снег и рассматривают его на ладошках:
Вывод. В холодную погоду снег легко сдувается с ладошки, значит, снег рыхлый и холодный, а в теплую погоду снег легко лепится.
2. Заносят снег в емкости в группу, наблюдают за процессом таяния.
Вывод. Снег в тепле тает

Б) Дидактическая словесная игра «Подбери как можно больше слов-действий», загадка о снеге (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений действия слова-доминанты «снег»).
Дидактическая словесная игра «Подбери как можно больше слов-действий»
Цель. Совершенствовать у детей грамматический строй речи, формировать умение подбирать подходящие действия к слову-доминанте, расширять словарный запас.
Содержание. Воспитатель называет слово-доминант «снег» и предлагает детям подобрать к нему действия («Что делает?»).
Загадка о снеге.
Воспитатель загадывает загадку, побуждая назвать действие слова-доминанты.

В) Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений отношения принадлежности к одной части речи (существительные) слова-доминанты «снег»).
Цель. Обогащать словарь детей существительными; развивать память, речь.
Материал. Картинки с изображением предметов, отвечающих на вопрос «Кто? Что?», связанных со словом-доминантой «снег»
Содержание. Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что изображено, используя слово-доминанту «снег» (существительные)

Г) Эстафета «Кто быстрее подберет» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (прилагательные «снежная», «снежный») слова-доминанты «снег»).
Цель. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной игровой деятельности; обогащать словарь детей прилагательными «Снежный, снежная» со словом–доминантой «снег».
Материал. Иллюстрации с изображением предметов, отвечающих на вопрос «Снежный-что? Кто?», «Снежная-что? Кто?», связанных со словом-доминантой «снег»
Содержание. Воспитатель предлагает разделиться на две команды и подобрать первой команде картинки к прилагательному «Снежный», второй- к прилагательному «Снежная».

Д) Рассматривание иллюстраций с изображением сказок и сказочных героев (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений сказочного слова-доминанты «снег»).
Цель. Сформировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, рассказывать об их содержании, подбирать названия сказок со словом-доминантой «снег».
Материал. Иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев.
Содержание. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев, показывает иллюстрации и совместно с детьми обсуждает их.

В заключении. В процессе работы способствовали обогащению лексики детей (расширению лексического запаса) с помощью слова-доминанты «снег» и овладению смысловой стороной слова.
Формировали у дошкольников умение использовать разнообразные лексические средства в соответствии с контекстом и речевой ситуацией.
Способствовали формированию у детей умение семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания, развитию у ребенка словесно-логического мышления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: