Классификация карт применяемых в авиации мчс. Беспилотные летательные аппараты МЧС России: виды и классификация

Возраст: 14 лет.

Ученик 7 класса, МАОУ «Молозоркальцевская СОШ», Тобольский район, Тюменская область,

Руководитель: Цейнер Алексей Викторович, учитель технологии.

Историко-исследовательская работа: «Какую роль играет авиация в спасательных операциях?»

План

1.Введение.

1.1 Актуальность исследования.

1.2 Цель и задачи исследования

2. История возникновения авиации МСЧ России.

3. Классификация авиации МЧС России.

4.Задачи авиации МЧС России.

5. Авиапарк МЧС России.

6.Примеры спасательных операций с помощью авиации.

7. Заключение.

1.Введение.

1.1 Актуальность исследования.

Ежегодно в России случаются большое количество различных чрезвычайных ситуаций различного характера, от быстрого и своевременного реагирование зависит степень их последствий и самое главное здоровье и человеческие жизни. Однако, учитывая огромную площадь территории России и недоступность многих районов, нужно признать, что без привлечения авиации проведении спасательных операций практически невозможно. Попробуем разобраться.

1.2 Цель и задачи исследования.

Цель работы: выяснить в процессе исследования степень значимости и роли авиации в проведении спасательных операций.

Задачи исследования: - изучить историю возникновения поисково-спасательной авиации России;

Изучить технические характеристики образцов авиационной поисково-спасательной техники;

Изучить перспективы внедрения беспилотной авиации в проведении спасательных операций;

По результатам исследования разработать собственный проект создания спасательной техники;

2. История возникновения авиации МСЧ России.

История Авиации МЧС России начинается с 13 марта 1992 года, когда По-становлением Правительства Российской Федерации № 154 был создан Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России (ЦАМО или Центроспас) с отдельным авиационным звеном, получившим в своё распоряжение са-молёт Ил-76, два самолета Ан-74 и четыре вертолёта Ми-8.

Основное предназначение ЦАМО было определено как оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. С этого времени в системе МЧС России было организовано круглосуточное дежурство спасателей, транспортных средств, техники и снаряжения в режиме постоянной готовности к быстрым действи-ям по оказанию экстренной помощи терпящим бедствие людям с готовностью вылета в зону ЧС на вертолёте - до 1 часа и на самолёте - до 3 часов.

В мае 1993 года для ликвидации ЧС регионального и территориального мас-штабов из МО РФ в распоряжение Центрального, Приволжско-Уральского, Сибирского и Дальневосточного региональных центров по делам ГОЧС были переданы отдельные вертолёт-ные отряды, укомплектованные многоцелевыми и транспортными вертолетами.

С момента создания все авиационные подразделения приняли участие практически во всех спа-сательных и гуманитарных операциях МЧС России международного, федерального, регио-нального и территориального масштаба.

Практика показала, что авиация - это та основа, на которой должна строиться мобильность и эффективность действий сил МЧС России. Именно для претворения этой концеп-ции в жизнь в мае 1995 года Постановлением Правительства РФ № 457 было создано Госу-дарственное унитарное авиационное предприятие (ГУАП) МЧС России. Задача авиационного обеспечения мероприятий МЧС РФ по оперативному (экстренному) реагированию на чрезвычайные ситуации международного и федерального масштаба была возложена на созданную структуру. Кроме того, соединение ГУАП с ЦАМО с этого времени стало полигоном для отработки новых авиационно-спасательных технологий.

Создание структуры авиации на центральном и региональном уровнях позволили эффективно ее использовать как в России, так и за ее пределами. Многократно лётчи-ки МЧС России в сложнейших погодных, климатических и временных условиях, демонстри-руя высочайший профессионализм, оперативно перевозили спасателей, медиков, экспертов, необходимое оборудование и технику в зоны бедствий и катастроф.

Анализ применения авиации в деятельности МЧС России показал, что ни одна задача по выполнению или обеспечению работ в зоне ЧС сегодня не может быть эффективно реше-на без применения самолётов и вертолётов.

Универсальные профессиональные возможности летчиков и спасателей, высо-кая техническая оснащённость и автономность авиаподразделений сделали их незаменимы-ми при проведении работ по ликвидации природных, экологических, техногенных и социальных бедствий и катастроф, а также в зонах вооруженных конфликтов.

Подтверждением может служить ряд примеров действий авиации МЧС России по обеспечению ликвидаций последствий землетрясений, наводнений и цунами, тушению лесных, торфяных пожаров и пожаров на промышленных объектах, поиску потерпевших катастрофу самолётов, перевозке гуманитарных грузов, в том числе и по линии ООН.

Авиация МЧС РФ принимает также активное участие в специальных авиационных и спасательных учениях, выставках, показных полётах в ряде стран мира.

Все это примеры свидетельствуют, что Авиация МЧС России активно развивается и становится неза-менимым средством повышения оперативности и эффективности выполнения АСДНР.

Приоритетным направлением деятельности Авиации МЧС России является создание сбалансированной, оперативной и эффективной авиационной группировки, подготовке и поддержанию классной квалификации летного состава в целях повышения его готовности к авиационному обеспечению экстренного реагирования на ЧС.

Для решения задач ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций МЧС России располагает необходимой авиационной группировкой.

Современный парк специальных самолетов и вертолетов позволяет создавать необходимую авиационную группировку для поиска и спасения людей в труднодоступных местах и на воде, тушения пожаров, вести общую и специальную воздушную разведку, проводить аварийно-спасательные работы, перебрасывать в зоны чрезвычайных ситуаций силы и средства, эвакуировать пострадавших, организовывать воздушные пункты управления и решать другие задачи.

3.Классификация авиации МЧС России.

По назначению и выполняемым задачам Авиацию МЧС России можно разделить на че-тыре основных класса: многоцелевая, транспортная, поисково-спасательная и специальная авиация.

Многоцелевая авиация

Многоцелевая авиация - это самолеты и вертолеты, способные выполнять разнородные задачи без измене-ния их конструктивной схемы. Их универсальность обеспечивается применением многофункционального быстросъёмного бортового оборудования. К примеру, на планируемых к принятию на вооружение вертолётах Ка-226 в зависимости от задания можно установить пассажирскую или грузовую кабину, транспортную платформу, бортовую ле-бёдку для краново-монтажных работ, а при наружной подвеске контейнера со специальной аппаратурой он может применяться для ведения разведки.

В МЧС России многоцелевая авиация представлена отечественными вертолётами Ми-2, Ми-8, Ка-32 и западноевропейскими Бо-105 и Бк-117.

Транспортная авиация

Транспортная авиация включает самолеты и вертолеты, предназначенные в первую очередь для пере-возки грузов (грузовые), а также пассажиров (транспортно-десантные, грузопассажирские и пассажирские).

Грузовые - это транспортные самолёты и вертолёты, предназначенные для перевозки грузов и техни-ки с сопровождающим их персоналом. Они имеют грузовую кабину, в которой размещается и швартуется перевозимый груз, оснащены большими грузовыми люками, рампой (трапами) и погрузочно-разгрузочным оборудованием. Вертолёты, кроме того, могут транспортировать груз на гибкой или жёсткой внешней подвеске.

Транспортно-десантные самолеты и вертолеты предназначены для высадки поисково-спасательных групп десантным и посадочным способом и осуществления воздушных перевозок личного состава, техники, материально-технических средств, эвакуации пострадавших и больных. Их фюзеляж представляет собой грузовую кабину для размещения личного со-става, техники и грузов. Для крепления, загрузки, выгрузки и десантирования людей и грузов в кабинах устанавливают десантно-транспортное обо-рудование.

На большинстве транспортно-десантных самолетов и вертолетов в хвостовой части фюзеляжа имеется грузовой люк с откидывающейся рампой, через который осуществляют загрузку и выгрузку на земле. Некоторые из них оборудуются грузовым люком в боковой части фюзеляжа. Хвостовой люк может открываться также и в полёте для выброски спасателей, техники и грузов десанта на парашютных системах.

Грузопассажирские самолеты и вертолеты - это быстро переоборудуемые базовые пассажирские самолёты и вертолёты, при проектировании которых в конструкции фюзе-ляжа предусматриваются грузовая дверь, усиленный пол (под транспортировку грузов) и уз-лы крепления контейнеров и поддонов. Примером являются все транспортные вертолёты Ми-8, Ми-6 и Ми-26, которые имеют не только грузовые модификации, но и в пассажирском варианте оборудованы рампой и узлами для швартовки грузов.

Пассажирские самолёты и вертолёты предназначены только для перевозки лю-дей. Однако при возникновении чрезвычайных ситуаций пассажирские самолёты и вертолёты могут использоваться для перевозки спасателей, медицинских работников, пострадавших, грузов и необходимого обо-рудования.

В МЧС России в качестве грузовых и грузопассажирских применяются самолёты Ил-76, Ан-74 и вертолёты Ми-2, Ми-8, Ми-26.

Для пере-возки пострадавших из зон ЧС Авиация МЧС РФ располагает пассажирскими самолётами Як-42д и Ил-62м, грузопассажирскими вертолётами Ми-26 и Ми-8

В целом, воздушные суда, как правило, многофункциональны. Например, Ил-62м способен выполнять задачу в качестве воздушного пункта управления, осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций (до 114 человек), выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, а также комиссий по ЧС других министерств и ведомств, выполнять другие задачи.

Поисково-спасательная авиация

Поисково-спасательная авиация предназначена для ведения поиска и эвакуации экипажей и пассажиров с терпящих бедствие самолётов, вертолётов, морских судов, а также населения из зон ЧС. Экипажи самолетов и вертолетов обучены приёмам по-иска пострадавших в различных условиях обстановки и их эвакуации.

Эвакуация терпящих бедствие и пострадавших с помощью вертолёта осуществляется путем его зависания над местом бедствия. Для подъёма людей используются веревочные лестницы, лебёдки с тро-сами. С самолётов на место бедствия сбрасываются спасатели-парашютисты, спасательные средства и продовольствие.

Основными поисково-спасательными вертолетами, приме-няемыми в МЧС России, являются специализированные вертолёты Ка-32а, многоцелевые вертолёты Ми-2, Ми-8, Бо-105 и Бк-117.

Специальная авиация

Противопожарная авиация предназначена для тушения лесных и тор-фяных пожаров. В МЧС России с этой целью вертолёты оборудуются специальными водосливными устройствами на внешней подвеске: Ми-8 и Ка-32 - ВСУ-5, Ми-26 - ВСУ-15 ёмко-стью 5 и 15 т огнегасящего раствора соответственно, а самолёты Ил-76тд оснащаются быстросъёмными выливными авиационными приборами ВАП-2 с двумя ёмкостями общим объёмом до 42 т воды. В ближайшей перспективе планируется эксплуатация самолёта Бе-200чс, способного брать до 12 т воды.

Авиация экстренной медицинской помощи МЧС России предназначена для оказания не-отложной медицинской помощи в зонах ЧС и экстренной эвакуации больных и пострадавших в специализированные лечебные учреждения, участия в проведении срочных санитарных и про-тивоэпидемических мероприятий и т.д.

Все самолеты и вертолеты должны обеспечивать размещение в пассажирском салоне больных и пострадавших в креслах, на откидных сиденьях или носилках, а также сопровождающего их медперсонала с комплек-сом санитарных средств для оказания им необходимой помощи во время полёта. В качестве санитарных могут использоваться специализированные модификации многоцелевых вертолётов Ми-2, Ми-8, Ми-6, Ми-26, Ка-32 и самолётов Ан-74, Ил-76.

Кроме того, самолёт Ил-76 способен доставлять или десантировать в зону ЧС полевой госпиталь Всероссийского центра медицины катастроф "Защита", аэромобильный госпиталь на 50 койко-мест, базовый лагерь спасателей Центроспаса, а также санитар-ные вертолёты Бо-105 и Бк-117, автомобили "Скорой помощи". Также на базе самолёта Ил-76 создан уникальный летающий госпиталь "Скальпель"

Самолеты и вертолеты управления и связи предназначены для руководства силами РСЧС в качестве воз-душных пунктов управления (ВзПУ) и обеспечения устойчивой связи (ретрансляция) между назем-ными пунктами управления и управляемыми ими силами. В МЧС России в качестве воздушных пунктов управления подготовлены самолёты Ил-62м и Як-42д и вертолёт Ми-8мт.

Патрульно-разведывательные самолеты и вертолеты МЧС России используются для мониторинга (на-блюдения) состояния местности и окружающей среды, выполнения общей и специальной разведки (инженерной, радиационной, химической, биологической, пожарной, ме-теорологической и других видов).

Патрулирование может проводиться в целях контроля внутренних и территориальных вод, лесных массивов,

движения на автомобильных дорогах, состояния нефте- и газопроводов, линий электропередач и других объектов.

В зависимости от характера решаемых задач и условий ведения разведки самолеты и вертолеты оборуду-ются записывающей и передающей аппаратурой для дневной и ночной фото-, теле- и видео-съемки, радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, магнито- и радиометрическим оборудо-ванием, приборами радиационного, химического и бактериологического контроля, средствами связи.

Патрульно-разведывательные задачи могут выполнять модификации самолётов Ан-74 и вер-толётов Ми-2, Ми-8, Ка-32. Также в МЧС России для этих целей применяются вертолёты Бо-105 и Бк-117.

4. Задачи поисково- спасательной авиации МЧС России.

К поисково-спасательным и аварийным работам с участием авиации относятся:

Поиск, обнаружение и эвакуация пострадавших с изолированных объектов и площадок, спасение пассажиров и экипажей судов при бедствии на воде;

Наведение наземных поисково-спасательных сил в зонах чрезвычайных ситуаций на объекты поиска, терпящие бедствие морские и речные суда;

Десантирование спасательных групп парашютным, безпаращютным и посадочным способами;

Демонтаж и монтаж строительных конструкций, разбор завалов.

К выполнению поисково-спасательных работ могут быть привлечены почти все типы самолетов и вертолетов МЧС России. Лишь для ведения поисково-спасательных работ в условиях высокогорья могут использоваться только вертолеты, которые имеет большую тяговооруженность.

Все вертолеты, предназначенные для спасения людей, должны быть оборудованы специальными средствами спасения людей (без посадки), средствами радиосвязи, а также внешними подвесками для подъема и транспортировки грузов.

Формирования РСЧС для проведения поисково-спасательных работ применяют, в основном, вертолеты Ми-8 различных модификаций, допущенные к эксплуатации в транспортном и пассажирс-ком вариантах.

Пассажирский вариант Ми-8, в зависимости от особенностей салона, спо-собен принять на борт 9-11 или 28-30 пассажиров. Транспортный вариант Ми-8 имеет боль-шой грузовой люк, усиленный пол, узлы швартовки грузов, трапы и откидные сиденья на 24 человека. Вертолеты Ми-8 спасательной службы оснащены системой внешней подвески грузоподъемностью 3000 кг и лебедкой с бортовой стрелой, позволяющей поднимать на борт в режиме зависания до 40 м грузы весом до 150 кг, а также забирать с земли (воды) при помощи спусковых устройств СУ-Р по три человека.

Максимальная масса груза, перевозимого в кабине вертолета - 4000 кг, дальность полета с 28 пассажирами на борту - 500 км, максимальная высота полета - 6000 м. Вертолету разрешена посад-ка на равнинной, холмистой и горной местности со взлетами и посадками на площадках, расположенных на высотах до 4500 м. Для посадки на е площадки ночью на вертолете установлены две фары ПРФ-4.

Вертолет Ка-32Т предназначен для транспортировки грузов весом до 3700 кг внутри кабины и до 5000 кг на внешней подвеске. Спасательное подъемное устройство имеет мак-симальную грузоподъемность 300 кг. Практический потолок полета вертолета - 6000 м.

Вертолет Ми-26 предназначен для подъема и транспортировки крупногабаритных грузов весом до 20000 кг, а также для перевозки 60 человек на носилках или 82 спасателей.

Вертолет Ми-2 используется для проведения поисково-спасательных работ при ликвидации локальных ЧС. Дальность полета вертолета с 8 пассажирами на борту - 160 км.

5.Авиапарк МЧС России

В настоящее время авиация МЧС включает в себя транспортные самолеты Ил-76ТД, которые могут быть переоборудованы в пожарные всего за четыре часа. " />

Воздушные пункты управления на базе самолетов Як-42Д и Ил-62М. Самолеты короткого взлета и посадки Ан-74П, незаменимые на аэродромах Сибири и Дальнего Востока.

Новый многоцелевой самолет Ан-3 с турбовинтовым двигателем.

БЕ-200ЧС - НОВЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ АВИАЦИОННЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 21 ВЕКА.

Сегодня авиация МЧС России располагает 3 самолетами-амфибиями Бе-200ЧС, которые находятся на боевом дежурстве на подмосковном аэродроме «Раменское» и в Хабаровске на Дальнем Востоке. В ближайшее время планируется базирование Бе-200ЧС в Красноярске.

Самолет-амфибия Бе-200ЧС предназначен для транспортных и пассажирских перевозок (72 пассажира или 7500 кг груза); тушения пожаров с забором воды при глиссировании до 12 тонн за 12-14 секунд и ее сброс на очаг пожара с высоты 20-40 м на скорости 215-270 км/ч за 1-2 сек.; поисково-спасательных работ на суше и водных акваториях; ведения воздушной и инженерной разведки; контроля прибрежных вод и экономических зон; мониторинга экологической обстановки и других задач.

За одну топливную заправку в пределах 8 тонн самолет Бе-200ЧС способен сбросить на очаг пожара до 270 тонн воды при удалении от аэродрома взлета до 100 км.

Высокие взлетно-посадочные характеристики обеспечивают эксплуатацию Бе-200ЧС с аэродромов класса «В» с длиной ВПП до 1800 м.

В санитарном варианте самолет-амфибия обеспечивает эвакуацию на специальных носилках до 40 раненых в сопровождении медиков.

Для обеспечения точной навигации по маршруту, в районе авиационных работ и при заходе на посадку Бе-200ЧС оснащен пилотажно-навигационным комплексом АРИА-200 с характеристиками точности навигации, соответствующими требованиям RNP-1 ИКАО. АРИА-200 обеспечивает в полете автоматический контроль, анализ и запись параметров полета, работы двигателей и всех бортовых систем самолета.

В поисково-спасательном варианте Бе-200ЧС оснащается надувной шлюпкой «Орион-25С», спасательными плотами типа ПСН-10 и ПСН-25/30, которые позволяют успешно спасать терпящих бедствие на акваториях.

В варианте морского спасателя самолет оснащается, кроме того, радиостанциями морского диапазона, поисковыми прожекторами, системой внешнего звукового оповещения SG-U-600, а также медицинским диагностическим оборудованием.

Возможности многоцелевого самолета-амфибии Бе-200ЧС были представлены в ходе демонстрационных полетов на о. Сардиния (Италия) в 2003 г. и в аэропорту «Внуково» в августе 2004 г.

Российские авиационные технологии спасения и тушения пожаров с применением Бе-200ЧС были удостоены золотой медали на 32-м международном салоне новой техники и технологий в 2004 г. в Женеве.

Аэромобильные спасательные комплексы

Особой гордостью авиации МЧС являются аэромобильные спасательные комплексы (АСК). Указанные комплексы входят в состав Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования и способны проводить спасательные операции и гуманитарные акции в различных климатогеографических условиях, в любое время года и суток. АСК представляют собой сложные системы, объединяющие технические возможности авиационной и спасательной техники в сочетании с высоким уровнем профессиональной подготовки летных экипажей и спасателей при условии четкой организации и взаимодействия в ходе проведения поисково-спасательных работ. Состав аэромобильных спасательных комплексов в зависимости от видов и масштабов ЧС, а также от поставленной задачи, может быть оперативно изменен.

Основу аэромобильных спасательных комплексов составляет один или несколько транспортных самолетов типа ИЛ-76, которые выполняют в основном задачи по доставке составляющих комплексов и в то же время могут решать такие самостоятельные задачи, как тушение очагов пожара, поиск и обнаружение потерпевших, эвакуация пострадавших из зоны ЧС.

В состав первого варианта АСК входят спасательные вертолеты легкого класса типа БО-105 (БК-117), которые имеют оптимальные габаритные размеры и складывающиеся лопасти, обеспечивающие возможность их транспортировки в самолете ИЛ-76. Время подготовки к вылету данных вертолетов после выгрузки из самолета не превышает 20 минут.

Данный вариант АСК является основным и хорошо зарекомендовавшим себя при работах на региональных, федеральных, трансграничных ЧС, а также при проведении международных спасательных акций и гуманитарных миссий. Задачи по предназначению выполняются автономно, в течение не более двух недель.

Транспортный самолет ИЛ-76 обеспечивает доставку комплекса в заданный регион. Автомобильная аварийно-спасательная техника повышенной проходимости обеспечивает доставку основной группы спасателей и специалистов в зону ЧС и их работу в зоне. Как правило, в комплект данной техники входит типовое специальное аварийно-спасательное оборудование и инструмент, обеспечивающий работы при практически любых видах ЧС (за исключением химически опасных техногенных аварий). В случае возникновения химических техногенных аварий и катастроф данная аварийно-спасательная техника комплектуется специальным снаряжением и инструментом. Средства автомобильного жизнеобеспечения включают в себя пневмокаркасные модули с отоплением, освещением, местами для размещения спасателей, медиков и специалистов. Эксплуатационный, температурный диапазон применения средств жизнеобеспечения от -40°С до +50°С. Спасательный вертолет легкого класса типа БО-105 (БК-117) обеспечивает поисковые, при необходимости аварийно-спасательные мероприятия, а также выполняет мониторинг места ЧС, контролирует распространение последствий ЧС, координирует действия спасательных групп, а в некоторых случаях применяется для экстренной передислокации поисково-спасательных групп в различные точки зоны ЧС.

В составе второго варианта АСК находятся вертолет легкого класса типа БО-105 (БК-117), легко трансформируемый из аварийно-спасательного в санитарный вариант, аэромобильный госпиталь со средствами жизнеобеспечения, автомобильная техника повышенной проходимости, группа квалифицированного медицинского персонала и спасатели.

Данный вариант АСК применяется в основном при федеральных и трансграничных ЧС с большим количеством пострадавших. Это, как правило, результаты стихийных бедствий - наводнений, землетрясений, а также последствий международных конфликтов. Данный вариант АСК применялся в Югославии, Индии, Турции, Афганистане, Ленске, Каспийске и др.

Третий вариант АСК - это вариант десантируемого аэромобильного комплекса. В этом случае самолет ИЛ-76 оснащается штатным десантным оборудованием для десантирования грузовых платформ типа П-7, ПП-128. Данный вариант АСК обеспечивает экстренную доставку аварийно-спасательной техники, средств жизнеобеспечения, медиков и спасателей в заданную точку методом парашютного десантирования грузовых платформ, на которых устанавливается автомобильная техника повышенной проходимости, комплект аэромобильного госпиталя со средствами жизнеобеспечения.

Экипаж самолета ИЛ-76 осуществляет десантирование грузовых платформ в заданную точку с высоты 500-800 м, далее с набором высоты 800-1500 м производится десантирование спасателей и медицинского персонала аэромобильного госпиталя, прошедшего специальную парашютно-десантную подготовку. Доставка неподготовленных специалистов осуществляется на парашютных системах типа «Тандем» парашютистами-спасателями, имеющими допуск в качестве тандем-пилотов. Личный состав с помощью автомобильной техники повышенной проходимости производит подбор парашютно-десантной техники и аэромобильного госпиталя и осуществляет передислокацию в базовую точку. Далее производится разворачивание госпиталя и систем жизнеобеспечения. Оказание первой помощи пострадавшим может быть произведено уже через 20-30 минут после приземления и расшвартовки госпиталя, а полномасштабная деятельность госпиталя по приему пострадавших с рентгеновским контролем осуществляется через 45 минут - 1 час.

Четвертый вариант АСК предназначен для экстренной доставки групповых спасательных плавсредств терпящим бедствие на акваториях Мирового океана также методом десантирования. В этом случае на самолет ИЛ-76 устанавливается штатное напольное оборудование, на котором размещаются парашютно-грузовые системы типа ПГС-1000 с установленными на них спасательными плавсредствами. Максимальное количество десантируемых платформ - 26, по четыре плота типа ПСН-10МК на каждой. Технологически все плоты соединены в так называемую гирлянду.

Десантирование осуществляется с высокой степенью точности с высоты 150-200 м с наветренной стороны от терпящих бедствие. В заключительном заходе производится десантирование спасателей в специальном снаряжении для обеспечения подъема пострадавших на борт спасательных плавсредств.

Пятый вариант АСК предназначен для экстренной доставки спасательных средств и средств жизнеобеспечения грузов гуманитарной помощи на малогабаритных парашютно-грузовых системах типа ПГС-500 и ПГС-1000 с высот от 300 до 7000 м. Высотное десантирование, как правило, применяется в условиях высокогорья и в зонах международных конфликтов. Рассмотренные варианты аэромобильных спасательных комплексов далеко не полностью исчерпывают возможности самолетов типа ИЛ-76 как базовых носителей авиационных технологий. Так, на протяжении многих лет достаточно эффективно используются выливные авиационные приборы ВАП-2, предназначенные для тушения ландшафтных (лесных) пожаров с борта самолета Ил-76ТД и представляющие собой легкосъемную, монтируемую в грузовой кабине самолета танкерную систему, заполненную огнегасящей жидкостью (водой или реагентом). Емкость двух резервуаров системы составляет 40 куб. м. Слив огнегасящей жидкости осуществляется через сливную систему, выполненную в виде лотков при открытом заднем люке и рампе. Слив производится с высоты 50-100 м и занимает 6-8 секунд. Заправка ВАП осуществляется на аэродроме через рукава, заведенные в грузовую кабину от гидрантов и пожарных систем. Время заправки составляет 10-30 минут.

«Винтокрылые спасатели»

Особое место в развитии и применении новых авиационных технологий занимают вертолеты авиации МЧС России. Вертолетный парк включает такие уникальные машины, как Ми-8 и Ка-32,

легкие аварийно-спасательные вертолеты Бо-105, БК-117, а также тяжелый многофункциональный вертолет Ми-26Т.

Нет смысла перечислять все задачи, которые выполняют «винтокрылые спасатели». Наиболее актуальной остается проблема пожаротушения. В этом направлении специалистами МЧС России внесен существенный вклад в развитие авиационных технологий по пожаротушению. Разработаны и успешно применяются водосливные устройства типа ВСУ-5 для использования на внешней подвеске вертолетов типа МИ-8, а также ВСУ-15 для использования на внешней подвеске вертолетов типа МИ-26. Эксплуатация в реальных условиях продемонстрировала высокую эффективность указанных устройств.

Кроме того, на базе системы типа ВСУ разработана и внедрена авиационная технология экстренной нейтрализации нефтяных загрязнений на суше и водных акваториях (за счет распыления специальных растворов, поглощающих нефтепродукты). Подобная система, ВОП-3, находит все более широкое применение.

Одной из последних разработок в области авиационных технологий является применение подвесной корзины для эвакуации из зоны ЧС пострадавших на внешней подвеске вертолета МИ-8. Непосредственно корзина представляет собой сборно-разборную конструкцию, которая предназначена для спасения (эвакуации) людей, терпящих бедствие на оторвавшихся льдинах, в горах, на крышах высотных горящих домов, на островках твердой земли при селях и наводнениях, то есть в условиях, когда посадка вертолета не представляется возможной.

Эффективной также является дистанционная система ДВС-УЛЗ-ФРЗ, предназначенная для уничтожения ледяных заторов с использованием фюзеляжного раскладчика, промежуточного дистанционного устройства и зарядов аммонита (тротила) в мешках с многоцелевым взрывателем замедленного действия. Основной принцип работы заключается в выбросе зарядов, снабженных взрывателями, с установленным (необходимым) интервалом времени с вертолета Ми-8МТ.

Уникальным по своей значимости является создание авиационной технологии на базе легких вертолетов типа БО-105, БК-117 для оказания экстренной помощи пострадавшим при различных ЧС в субъектах Российской Федерации. На сегодняшний день отработана и оформлена нормативно-правовая база для выполнения данного вида работ в московском мегаполисе, подготовлены посадочные площадки на территориях ряда московских городских больниц, сформированы и обучены экипажи вертолетов и бригады Комитета здравоохранения г. Москвы для оказания экстренной помощи, организовано регулярное дежурство.

Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день МЧС - единственная структура в стране, соединившая в единое целое авиацию и спасателей. Министерство обладает уникальной техникой и высокопрофессиональными экипажами для проведения специальных аварийно-спасательных работ. Авиация - основа мобильности и эффективности действий любой «чрезвычайной» службы.

6.Примеры спасательных операций с помощью авиации.

«Спасение экспедиции челюскинцев»

13 апреля 2014 г. исполнилось 80 лет со времени успешного завершения беспримерной по масштабам арктической экспедиции по спасению 104 человек команды и научной экспедиции раздавленного льдами парохода «Челюскин» на Чукотке.

Эта гуманитарная миссия имела мощный политический резонанс во всем мире. Не случайно спустя три дня после её успешного завершения, 16 апреля 1934 г., ВЦИК СССР своим указом установил высшую степень отличия — звание Героя Советского Союза. Первыми Героями стали семь летчиков, вывезших зимовщиков со льдины — Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнёв, Водопьянов, Доронин , остальных пилотов и бортмехаников наградили орденами. Впоследствии за мужество и героизм звание Героя Советского Союза в СССР получили более 12 тысяч человек. В новой России это высшее отличие трансформировалось в звание Героя России. Между тем полеты на льдину и эвакуация людей из ледового лагеря — это героическая, но всего лишь «надводная» часть «айсберга» проделанной работы, в то время как его «подводная» или «рабочая» часть осталась практически забытой. Достаточно полную и «непридуманную» картину коллективного подвига сохранил лишь сборник воспоминаний «Как мы спасали челюскинцев» . Накануне празднования 7 ноября 1933 г. начальник научной экспедиции на пароходе «Челюскин» О.Ю. Шмидт радировал в Москву, что они находятся в Беринговом проливе у острова Диомида, всего лишь в двух милях от чистой воды.

2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, Челюскин (пароход) вышел из Мурманска во Владивосток. Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. 1 сентября был достигнут мыс Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован. Он дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 года ему удалось войти в Берингов пролив, однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека.

На «Юнкерсе» W-34 вывезли на материк остальных челюскинцев. Всего летчики совершили 24 рейса.

Все 104 человека, два месяца проведшие в условиях полярной зимы на льдине, были спасены за счет авиации.

«Война на Северном Кавказе»

Чеченские события 1994-1995 годов явились серьезным испытанием для МЧС России и создаваемой авиации. Вместе с авиацией МО и МВД России, обеспечивавших переброску воинских подразделений и частей, боевой техники в район вооруженного конфликта, авиация МЧС России выполняла гуманитарные задачи, эвакуацию беженцев, больных и раненых из районов боевых действий, поставляла грузы гуманитарной помощи. С началом чеченского конфликта был сформирован отдельный вертолетный отряд для выполнения гуманитарной миссии.

На вертолетах летчики министерства только за январь-апрель 1995 года совершили 654 боевых вылета. Под постоянными обстрелами бандитских формирований из пунктов боевых действий авиагруппа эвакуировала 4112 человек раненых, больных, беженцев. В различные районы вооруженного конфликта вертолетами оперативной группы МЧС России было доставлено 317 тонн продовольствия, медикаментов и гуманитарных грузов. Вертолетчики (командир отряда С. Зикеев) организовали эвакуацию раненых и больных непосредственно с поля боя в госпитали и больницы. Неоднократно подвергавшиеся стрелковому обстрелу со стороны бандформирований они не потеряли ни одного летательного аппарата, ни одного экипажа.

Первыми авиаторами МЧС России, получившими боевые награды за спасение людей стали: полковники Гарин В., Пластков А., Зикеев С., Мирошниченко О., Мудренов В., Бортан С., Павлов А., генерал-лейтенант запаса Козлов Л.

«Спасательная операция и тушение пожаров в Курганской облости.

Самой крупной операцией с применением авиации МЧС России стало тушение в мае 2004 года лесных пожаров в Курганской области. В состав противопожарной авиационной группировки министерства вошли два самолета-танкера Ил-76ТД, три вертолета Ми-26Т и два вертолета Ми-8МТВ, оборудованные специальными выливными приборами. В период с 14 по 20 мая авиация МЧС России совершила в Курганской области 145 вылетов на тушение крупных очагов лесных пожаров. На них было сброшено в общей сложности 12 тысяч 789 тонн воды и специальных огнетушащих реагентов. Благодаря оперативным и профессиональным действиям авиаторов МЧС России удалось не допустить подхода огня к 13 населенным пунктам.

7. Заключение.

Авиация - это та основа, на которой строится мобильность и эффективность действий Чрезвычайной службы России.

В ходе исследования была выполнена основная задача - выяснить в процессе исследования степень значимости и роли авиации в проведении спасательных операций. Россия -огромная страна, со своим неповторимыми и разнообразными просторами. Большое количество красивых, но труднодоступных мест

Осуществлению экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации способствует развитие современных авиационных технологий спасения как наиболее эффективных способов реагирования на чрезвычайные ситуации и спасения терпящих бедствие людей.
Современный парк специальных самолетов и вертолетов МЧС России позволяет создавать авиационную группировку для пожаротушения, спасения людей в труднодоступных местах и на воде, организовывать воздушные пункты управления, ведения инженерной, радиационной и химической разведки, оказывать экстренную медицинскую помощь в крупных мегаполисах и т.д.

8.Вывод

На сегодняшний день авиация бесспорно занимает ведущее место в поисково-спасательных операциях. Одной из главных причин этого лидерства- быстрое реагирование и мобильность с учётом огромных территорий России. Ведутся большие разработки в создании новой авиационной спасательной техники. Всё больший акцент делается на беспилотную поисковую авиацию. Хотелось бы увидеть на вооружении МЧС такие машины как лёгкие экранопланы, аэроглиссеры, и т.д.

Проводя исследование я работал над собственным проектом спасательной техники - это модель самолёта амфиби

Список использованной литературы

3.http://www.mchs.gov.ru/
4. МЧС России, [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М.].: 2010. - Режим доступа: www.mchs.gov.ru

12.Книга " Авиация России" ЗАО «Издательский дом «Столичная энциклопедия», 2009 год.

По назначению и выполняемым задачам - че­тыре основных класса:

Многоцелевая авиация;

Транспортная авиация;

Поисково-спасательная авиация;

Специальная авиация.

а) Многоцелевая авиация.

Многоцелевые летательные аппараты (ЛА) - аппараты, способные выполнять разнородные задачи без измене­ния их конструктивной схемы.

Универсальность ЛА обеспечивается применением многофункционального быстросъёмного бортового оборудования. К примеру, при наружной подвеске контейнера со специальной аппаратурой многоцелевой ЛА может выполнять функции разведывательного. Некоторые конструкции ЛА позволяют быстро производить в аэродромных условиях их радикальное пе­реоборудование. Так, на вертолётах Ка-26 (Ка-126, Ка-226) в зависимости от задания можно установить пассажирскую кабину, грузовую кабину, транспортную платформу, бортовую ле­бёдку для краново-монтажных работ, оборудование для сельхозработ и т.п.

Часто к многоцелевым относят и ЛА, выпускающиеся в большом числе вариантов раз­личного назначения или специализированных модификаций, при этом рассматриваются все ЛА данного семейства. К многоцелевым можно отнести самолёты Ан-2, Ан-14, Ан-28, вер­толёты Ми-2, Ми-8, Ка-32 и другие.

В МЧС России многоцелевые летательные аппараты представлены только вертолётами -отечественными Ми-2, Ми-8, Ка-32, западноевропейскими Во.105 и ВК-117. В ближайшей перспективе должны быть приняты на вооружение вертолёт Ка-226 и самолёт Бе-200.

б) Транспортная авиация

Транспортная авиация включает ЛА, предназначенные в первую очередь для пере­возки грузов (грузовые и военно-транспортные ЛА ), а также пассажиров (транспортно-десантные, грузопассажирские и пассажирские ЛА ).

Грузовые ЛА - транспортные самолёты и вертолёты для перевозки почты, грузов, техни­ки с сопровождающим их персоналом. Грузовые ЛА имеют, как правило, грузовую кабину, в которой размещается и швартуется перевозимый груз; оснащены большими грузовыми люками, рампой (трапами) и погрузочно-разгрузочным оборудованием для размещения груза. Вертолёты, кроме того, могут транспортировать груз на гибкой или жёсткой внешней подвеске.

Важнейшие характеристики грузовых ЛА - грузоподъёмность; скорость, дальность и себе­стоимость перевозки; габаритные размеры и объём грузовой кабины.

В качестве грузовых ЛА можно использовать и воздухоплавательные аппараты в силу их большой грузоподъёмности. Однако эксплуатация дирижаблей была практически свёрну­та после 2-й мировой войны. В 70-х годах в ряде стран (в т.ч. в СССР) велись исследования по целесообразности применения дирижаблей для транспортировки крупногабаритных тя­жёлых (до 500 т) грузов, но реальной практической реализации эти исследования пока не по­лучили, несмотря на большое число проектов.

Транспортно-десантные (в т.ч. военно-транспортные ЛА) предназначены для вы­броски (высадки) воздушных десантов и осуществления воздушных перевозок войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств, эвакуации раненых и больных.

Их фюзеляж обычно представляет собой грузовую кабину для размещения личного со­става перевозимых войск, военной техники и грузов. Для крепления, загрузки, выгрузки и десантирования людей и грузов в этих кабинах устанавливают десантно-транспортное обо­рудование.

На большинстве ЛА в хвостовой части фюзеляжа имеется грузовой люк с откидывающейся рампой, через который осуществляют загрузку и выгрузку ЛА на земле. Некоторые аппараты оборудуются грузовым люком в боковой части фюзеляжа, а сверхтяжёлые самолё­ты могут иметь ещё и откидную носовую часть для ускорения и облегчения загрузки и раз­грузки. Хвостовой люк может открываться также и в полёте для выброски десантников, бое­вой техники и грузов десанта на парашютных системах или реактивных платформах.

Пассажирские ЛА - самолёты и вертолёты, предназначены только для перевозки лю­дей. В чистом виде используются только гражданскими пассажирскими авиакомпаниями. Однако при возникновении чрезвычайных ситуаций пассажирские самолёты и вертолёты любых компаний независимо от их формы собственности также могут использоваться для перевозки спасателей, медицинских работников, пострадавших, грузов и необходимого обо­рудования.

Грузопассажирские ЛА - быстро переоборудуемые (конвертируемые) модификации пассажирских ЛА. При проектировании базового самолёта и вертолёта в конструкции фюзе­ляжа предусматриваются грузовая дверь, усиленный пол (под транспортировку грузов) и уз­лы крепления контейнеров и поддонов. Целью создания грузопассажирского ЛА является лучшее использование его грузоподъемности. Все транспортные вертолёты (Ми-8, Ми-6, Ми-26) имеют грузовые модификации, однако и в пассажирском (десантном) варианте они оборудованы рампой и узлами для швартовки грузов.

В МЧС России в качестве грузовых и грузопассажирских применяются самолёты Ил-76тд, Ан-74п и, в перспективе, Ан-124; вертолёты Ми-2, Ми-8т, Ми-6 и Ми-26т. Для пере­возки пострадавших из зон ЧС авиационный парк МЧС России располагает пассажирскими самолётами Як-40, Як-42д и Ил-62м, грузопассажирскими вертолётами Ми-26т и Ми-8мтв. Они могут выполнять и специфические функции. Например, Ми-8мтв и Як-40 имеют моди­фикации в варианте "салон", Ил-62м и Як-42д - в варианте "воздушный пункт управления", которые предназначены для обслуживания руководства Министерства.

в) Поисково-спасательная авиация

Поисково-спасательные ЛА предназначены для ведения поиска и эвакуации экипажей и пассажиров с терпящих бедствие самолётов, вертолётов, морских судов и т.п., а также эки­пажей спускаемых космических кораблей. Самолёты и вертолёты оснащены радиопеленгационной и другой поисковой радиотехнической аппаратурой. Их экипажи обучены приёмам по­иска пострадавших и оказания им первой медицинской помощи. На борту находятся врачи, спасатели-парашютисты, а также аварийно-спасательное имущество и снаряжение. Эвакуация терпящих бедствие и пострадавших с помощью вертолёта осуществляется путем его зависания над местом бедствия. Для подъёма людей используются веревочные лестницы, лебёдки с тро­сами. С самолётов на место бедствия сбрасываются спасатели-парашютисты, надувные плоты, продовольствие, если невозможно произвести посадку гидросамолёта с последующим его взлётом.

Основными поисково-спасательными ЛА в нашей стране, большинство из которых приме­няется и в МЧС России, являются специализированные вертолёты ОКБ им. Н.И. Камова - Ка-32а и Ка-226а. Кроме того, в поисково-спасательных вариантах выпущены гидросамолёт Бе-200чс, вертолёты ОКБ им. М.Л.Миля - многоцелевые вертолёты Ми-2, Ми-8пс, гидровертолёт Ми-14, десантный вертолёт Ми-24пс, а также многоцелевые западноевропейские вертолёты Во.105 и ВК-117.

г) Авиация специального назначения

Противопожарные ЛА предназначены для борьбы с огнём в лесных массивах и тор­фяниках. В МЧС России с этой целью вертолёты оборудуются специальными водосливными устройствами на внешней подвеске: Ми-8мтв и Ка-32п - ВСУ-5, Ми-26тп - ВСУ-15 ёмко­стью 5 и 15 тонн огнегасящего раствора соответственно. Самолёт Ил-7бтд оснащается быстросъёмным выливным авиационным прибором ВАП-2 с двумя ёмкостями общим объёмом до 42 тонн воды. В ближайшее время начнётся эксплуатация новейшего самолёта Бе-200чс, способного брать до 12 тонн воды. В России, помимо этого, для тушения пожаров применя­ются самолёты Ан-2п, Ан-26п и Бе-12п.

ЛА экстренной медицинской помощи МЧС России предназначены для оказания не­отложной медицинской помощи на местах, экстренной воздушной госпитализации больных в специализированные лечебные учреждения; оказания планово-консультативной помощи врачам районных и участковых больниц; участия в проведении срочных санитарных и про­тивоэпидемических мероприятий и т.д., и аналогичны ЛА санитарной авиации системы здравоохранения России, использующей самолёты и вертолёты гражданской авиации для медицинского обслуживания населения.

Санитарный ЛА обеспечивает размещение в пассажирском салоне больных в креслах, на откидных сиденьях или носилках, а также сопровождающего их медперсонала с комплек­сом санитарных средств для оказания им необходимой помощи во время полёта.

В качестве санитарных могут использоваться специализированные модификации многоцелевых вертолётов Ми-2, Ми-8, Ми-6, Ми-26, Ка-32 и самолётов Ан-2, Ан-14, Ан-28, Ан-72, Ан-74, Ан-124, Ил-76. Грузовые кабины Ми-8, Ми-26 и Ил-76 могут быть обо­рудованы как летающие госпитали или операционные.

Самолёт Ил-76 МЧС России способен доставлять или десантировать в зону ЧС полевой госпиталь Всероссийского центра медицины катастроф "Защита"; аэромобильный госпиталь, рассчитанный на 50 койко-мест, и базовый лагерь спасателей Центроспаса, а также санитар­ные вертолёты Во.105 и ВК-117, автомобили "Скорой помощи". Также на базе самолёта Ил-76 создан уникальный летающий госпиталь "Скальпель", рассматривается вопрос о его пере­даче МЧС России.

ЛА управления и связи предназначены для руководства силами и средствами с воз­душных пунктов управления и обеспечения устойчивой связи (ретрансляция) между назем­ными пунктами управления и управляемыми ими силами. В МЧС России в виде воздушного пункта управления выполнены самолёты Ил-62м, Як-42д и вертолёт Ми-8мтв.

Патрульно-разведывательные ЛА МЧС России используются для мониторинга (на­блюдения) состояния местности и окружающей среды в заданном районе, выполнения общей и специализированных видов разведки.

Патрульные ЛА выполняют какую-либо задачу наблюдения (охраны) в заданном районе. Патрулирование может производиться в целях контроля территориальных вод, лесных массивов, движения на автомобильных дорогах, состояния нефте- и газопроводов, линий электропередач в отдаленных районах и т.п. Для подобных задач привлекаются те же ЛА, что и для разведыва­тельных полётов.

Разведывательные ЛА предназначены для ведения воздушной разведки войск и воен­ных объектов противника, своей и вражеской территорий. Военные разведывательные само­лёты в зависимости от назначения и конструкции состоят из самолётов тактической, опера­тивной и стратегической разведки. Военные вертолёты используются только для ведения тактической разведки.

Кроме того, самолёты и вертолёты могут использоваться как в военной, так и граждан­ской области для ведения инженерной, радиационно-химической, медико-биологической, экологической, бактериологической (в интересах Минобороны, МЧС, МВД, Минздрава), ме­теорологической, лесной, ледовой, морской (для ВМФ, ФПС, Минсельхоза, Минлесхоза, Минрыбхоза, Гидромета и т.д.) и других видов специальной разведки.

В зависимости от характера решаемых задач и условий ведения разведки ЛА оборуду­ются записывающей и передающей аппаратурой для дневной и ночной фото-, теле- и видео­съемки в различных масштабах, радиосвязными и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, магнито- и радиометрическим оборудо­ванием, приборами радиационного, химического и бактериологического контроля. Получают развитие устройства автоматической обработки информации прямо на борту ЛА.

Патрульно-разведывательные модификации имеют самолёты Ан-30, Ан-74, Бе-200; вер­толёты Ми-2, Ми-8, Ми-24, Ка-32, Ка-226. В МЧС России для этих же целей применяются вертолёты Во. 105 и ВК-117.

Наряду с пилотируемыми ЛА для ведения оперативной и тактической воздушной разведки, мониторинга местности, обеспечения устойчивости управления и связи могут приме­няться также различные типы беспилотных ЛА, а также воздухоплавательные аппараты и летающие платформы.

Летающие платформы - перспективные пилотируемые или беспилотные вертикально взлетающие аппараты с вертолётными несущими винтами (вертолёты), воздушными винта­ми-пропеллерами самолётного типа (собственно платформы) или вертикально расположен­ными реактивными двигателями (реактивные платформы), создающими подъёмную силу.

МЧС России финансирует работы фирмы Камова по разработке привязного и автоном­ного вариантов беспилотной платформы вертолётного типа с соосными несущими винтами для мониторинга и общей разведки местности, обеспечения устойчивости управления и свя­зи - вертолёта Ка-137.

Планируемый состав авиации МЧС России


Второй учебный вопрос

2. Назначение, основные технические характе­ристики штатных комплектов технических средств, аварийно - спасательных инструментов (механизированных, немеханизированных, электрических, пневматических гидравлических, специальных) и оборудования

В России ликвидацией последствий локальных и стихийных бедствий занимается федеральное министерство, которое сокращенно называется МЧС. Это самая важная в стране Она действует совместно с другими органами быстрого реагирования. В ее состав входят муниципальные пожарные и спасательные службы. МЧС осуществляет единое руководство аварийными ведомствами городов, областей и страны в целом. Всего министерство проводит более 25 % федеральных проверок.

Деятельность МЧС

Федеральная служба обеспечивает контроль над всеми спасательными органами страны. Первоначально на вызов направляются муниципальные ведомства. Если местными силами локализировать опасность не удалось, в дело вступают региональные службы. Республиканские ведомства подключаются только при острой необходимости.

Спасатели МЧС прибывают на место только четвертыми. Первыми на аварийную ситуацию должны реагировать такие местные органы, как полиция, скорая помощь и пожарные. И только после того, как этими службами будет установлена необходимость привлечения дополнительных сил для ликвидации опасности, прибывают сотрудники МЧС. Время их реагирования составляет порядка 4 часов.

При масштабной катастрофе к ее ликвидации подключается авиация федеральной службы. Однако перед тем как вызвать вертолет МЧС, необходимо оценить уровень опасности. Возможно, аварию удастся ликвидировать городским службам. Сотрудников МЧС вызывают только в редких случаях, когда ситуация выходит из-под контроля.

В министерстве работают люди, прошедшие военную подготовку в армии, и пожарные. При сдаче экзаменов у спасателей проверяется не только физическая готовность и умственные способности, но и психологическая устойчивость. Всего в органах МЧС работает более 7200 человек, в противопожарной службе - около 150 тыс. сотрудников.

Спасательная авиация

Воздушные силы МЧС являются гордостью всей страны. Авиация федеральной службы была образована в мае 1995 года. Инициатором выступило Правительство РФ. За время существования авиация оправдала себя неоднократно. Она приняла участие в тысячах спасательных миссий на территории России и за ее пределами.

Главной базой МЧС считается аэродром «Раменское». Однако силы авиации равномерно распределены по всем регионам страны. На сегодняшний день в распоряжении министерства более 50 воздушных судов. Самолетный парк представлен такими аппаратами, как Ил-62М, Ан-74, Як-42Д, Бе-200ЧС и многими другими многофункциональными моделями. Также на балансе находятся спасательные БК-117, Ми-8 и Бо-105. Под медицинские нужды были модернизированы Ка-32. Из многоцелевых тяжеловесов стоит выделить Ми-26Т.

Отцом российской спасательной авиации считается военный пилот и инженер Рафаиль Закиров. Именно он стоял у истоков разработки технологий пожаротушения для таких вертолетов, как Ми-26 и Ка-32. Для эффективности были использованы водосливные устройства серии ВСУ-15. Также Закиров разработал концепцию борьбы с разливом нефти. Для этого было сконструировано устройство ВОП-3. Позже инженеру удалось добиться удивительных результатов в тушении техногенных пожаров. Эффективность была достигнута благодаря изобретению Закирова - водосливного аппарата ВАП-2.

Вертолет Ми-8

Вертолет пригоден как для разведки, так и для огневой поддержки сухопутных войск. Есть возможность крепления противотанковых бомб.

Разработкой БК-117 в 1970-х годах совместно начали заниматься ведущие японские и немецкие компании. Производство и экспорт были налажены только к началу 1980-х.

Вертолетом управляет один пилот. В грузовом отсеке помещается 9 человек. Грузоподъемность варьируется в пределах 1700 кг. Мощность обоих двигателей - 1500 л. с.

Максимальная скорость доходит до 250 км/ч.

По назначению и выполняемым задачам Авиацию МЧС России можно разделить на че­тыре основных класса: многоцелевая, транспортная, поисково-спасательная и специальная авиация.

многоцелевая авиация

Многоцелевая авиация – это самолеты и вертолеты, способные выполнять разнородные задачи без измене­ния их конструктивной схемы. Их универсальность обеспечивается применением многофункционального быстросъёмного бортового оборудования. К примеру, на планируемых к принятию на вооружение вертолётах Ка-226 в зависимости от задания можно установить пассажирскую или грузовую кабину, транспортную платформу, бортовую ле­бёдку для краново-монтажных работ, а при наружной подвеске контейнера со специальной аппаратурой он может применяться для ведения разведки.

В МЧС России многоцелевая авиация представлена отечественными вертолётами Ми-2, Ми-8, Ка-32 и западноевропейскими Бо-105 и Бк-117.

транспортная авиация

Транспортная авиация включает самолеты и вертолеты, предназначенные в первую очередь для пере­возки грузов (грузовые), а также пассажиров (транспортно-десантные, грузопассажирские и пассажирские).

Грузовые – это транспортные самолёты и вертолёты, предназначенные для перевозки грузов и техни­ки с сопровождающим их персоналом. Они имеют грузовую кабину, в которой размещается и швартуется перевозимый груз, оснащены большими грузовыми люками, рампой (трапами) и погрузочно-разгрузочным оборудованием. Вертолёты, кроме того, могут транспортировать груз на гибкой или жёсткой внешней подвеске.

Транспортно-десантные самолеты и вертолеты предназначены для высадки поисково-спасательных групп десантным и посадочным способом и осуществления воздушных перевозок личного состава, техники, материально-технических средств, эвакуации пострадавших и больных. Их фюзеляж представляет собой грузовую кабину для размещения личного со­става, техники и грузов. Для крепления, загрузки, выгрузки и десантирования людей и грузов в кабинах устанавливают десантно-транспортное обо­рудование.

На большинстве транспортно-десантных самолетов и вертолетов в хвостовой части фюзеляжа имеется грузовой люк с откидывающейся рампой, через который осуществляют загрузку и выгрузку на земле. Некоторые из них оборудуются грузовым люком в боковой части фюзеляжа. Хвостовой люк может открываться также и в полёте для выброски спасателей, техники и грузов десанта на парашютных системах.

Грузопассажирские самолеты и вертолеты - это быстро переоборудуемые базовые пассажирские самолёты и вертолёты, при проектировании которых в конструкции фюзе­ляжа предусматриваются грузовая дверь, усиленный пол (под транспортировку грузов) и уз­лы крепления контейнеров и поддонов. Примером являются все транспортные вертолёты Ми-8, Ми-6 и Ми-26, которые имеют не только грузовые модификации, но и в пассажирском варианте оборудованы рампой и узлами для швартовки грузов.

Пассажирские самолёты и вертолёты предназначены только для перевозки лю­дей. Однако при возникновении чрезвычайных ситуаций пассажирские самолёты и вертолёты могут использоваться для перевозки спасателей, медицинских работников, пострадавших, грузов и необходимого обо­рудования.

В МЧС России в качестве грузовых и грузопассажирских применяются самолёты Ил-76, Ан-74 и вертолёты Ми-2, Ми-8, Ми-26.

Для пере­возки пострадавших из зон ЧС Авиация МЧС РФ располагает пассажирскими самолётами Як-42д и Ил-62м, грузопассажирскими вертолётами Ми-26 и Ми-8.

В целом, воздушные суда, как правило, многофункциональны. Например, Ил-62м способен выполнять задачу в качестве воздушного пункта управления, осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций (до 114 человек), выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, а также комиссий по ЧС других министерств и ведомств, выполнять другие задачи.

поисково-спасательная авиация

Поисково-спасательная авиация предназначена для ведения поиска и эвакуации экипажей и пассажиров с терпящих бедствие самолётов, вертолётов, морских судов, а также населения из зон ЧС. Экипажи самолетов и вертолетов обучены приёмам по­иска пострадавших в различных условиях обстановки и их эвакуации.

Эвакуация терпящих бедствие и пострадавших с помощью вертолёта осуществляется путем его зависания над местом бедствия. Для подъёма людей используются веревочные лестницы, лебёдки с тро­сами. С самолётов на место бедствия сбрасываются спасатели-парашютисты, спасательные средства и продовольствие.

Основными поисково-спасательными вертолетами, приме­няемыми в МЧС России, являются специализированные вертолёты Ка-32а, многоцелевые вертолёты Ми-2, Ми-8, Бо-105 и Бк-117.

специальная авиация

Противопожарная авиация предназначена для тушения лесных и тор­фяных пожаров. В МЧС России с этой целью вертолёты оборудуются специальными водосливными устройствами на внешней подвеске: Ми-8 и Ка-32 - ВСУ-5, Ми-26 - ВСУ-15 ёмко­стью 5 и 15 т огнегасящего раствора соответственно, а самолёты Ил-76тд оснащаются быстросъёмными выливными авиационными приборами ВАП-2 с двумя ёмкостями общим объёмом до 42 т воды. В ближайшей перспективе планируется эксплуатация самолёта Бе-200чс, способного брать до 12 т воды.

Авиация экстренной медицинской помощи МЧС России предназначена для оказания не­отложной медицинской помощи в зонах ЧС и экстренной эвакуации больных и пострадавших в специализированные лечебные учреждения, участия в проведении срочных санитарных и про­тивоэпидемических мероприятий и т.д.

Все самолеты и вертолеты должны обеспечивать размещение в пассажирском салоне больных и пострадавших в креслах, на откидных сиденьях или носилках, а также сопровождающего их медперсонала с комплек­сом санитарных средств для оказания им необходимой помощи во время полёта. В качестве санитарных могут использоваться специализированные модификации многоцелевых вертолётов Ми-2, Ми-8, Ми-6, Ми-26, Ка-32 и самолётов Ан-74, Ил-76.

Кроме того, самолёт Ил-76 способен доставлять или десантировать в зону ЧС полевой госпиталь Всероссийского центра медицины катастроф "Защита", аэромобильный госпиталь на 50 койко-мест, базовый лагерь спасателей Центроспаса, а также санитар­ные вертолёты Бо-105 и Бк-117, автомобили "Скорой помощи". Также на базе самолёта Ил-76 создан уникальный летающий госпиталь "Скальпель"

Самолеты и вертолеты управления и связи предназначены для руководства силами РСЧС в качестве воз­душных пунктов управления (ВзПУ) и обеспечения устойчивой связи (ретрансляция) между назем­ными пунктами управления и управляемыми ими силами. В МЧС России в качестве воздушных пунктов управления подготовлены самолёты Ил-62м и Як-42д и вертолёт Ми-8мт.

Патрульно-разведывательные самолеты и вертолеты МЧС России используются для мониторинга (на­блюдения) состояния местности и окружающей среды, выполнения общей и специальной разведки (инженерной, радиационной, химической, биологической, пожарной, ме­теорологической и других видов).

Патрулирование может проводиться в целях контроля внутренних и территориальных вод, лесных массивов,

движения на автомобильных дорогах, состояния нефте- и газопроводов, линий электропередач и других объектов.

В зависимости от характера решаемых задач и условий ведения разведки самолеты и вертолеты оборуду­ются записывающей и передающей аппаратурой для дневной и ночной фото-, теле- и видео­съемки, радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, магнито- и радиометрическим оборудо­ванием, приборами радиационного, химического и бактериологического контроля, средствами связи.

Патрульно-разведывательные задачи могут выполнять модификации самолётов Ан-74 и вер­толётов Ми-2, Ми-8, Ка-32. Также в МЧС России для этих целей применяются вертолёты Бо-105 и Бк-117.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: